«Выбыла из высшей лиги»: как по Японии ударил неудачный запуск ракеты H3 – FT

Поделиться
«Выбыла из высшей лиги»: как по Японии ударил неудачный запуск ракеты H3 – FT © JAXA
H3, новейшая ракета Японии и ее первая крупная ракета за 30 лет, рассматривалась японцами как конкурент Falcon 9 Илона Маска.

Когда на этой неделе Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) было вынуждено отдать команду на самоуничтожение своей новой флагманской ракеты H3 после повторного неудачного запуска, в дым превратились не только 63 метров железа, пишет FT.

В течение 15 минут после запуска ракеты с южного острова Танэгасима отказ двигателя свел на нет почти десятилетние усилия, которые были источником национальной гордости и символом технологического мастерства Токио и его непомерных амбиций по вхождению в высшую лигу глобального космического соревнования.

«Будущее Японии зависит от ракеты H3. Мы постараемся провести следующий полет как можно скорее», - заявил Масаси Окада, проектный менеджер JAXA, на пресс-конференции после неудачного запуска во вторник. 

H3, новейшая ракета Японии и ее первая крупная ракета за 30 лет, рассматривалась японцами как конкурент Falcon 9 Илона Маска, причастного к падению цен на потенциально прибыльном рынке коммерческих запусков спутников. Ракету H3, разработанную агентством JAXA в партнерстве с компанией Mitsubishi Heavy Industries (MHI), запустили по цене в 5 миллиардов йен (37 миллионов долларов), что вдвое меньше, чем у её предшественника.

Перед запуском H3 Наохико Абэ, возглавляющий оборонный и космический бизнес MHI, сказал журналистам, что отправной точкой для маркетинга новой ракеты было то, что она будет столь же надежной, как и ее предшественница H2A, которая может похвастаться 98-процентной вероятностью успешных запусков. «Благодаря значительному снижению затрат H3 может конкурировать лучше, чем H2A на современном рынке», - добавил Абэ.

Аналитики говорят, что неудачный первый полет, который уже отстал от графика на два года, может серьезно подорвать шансы Японии стать реальным соперником на переполненном рынке коммерческих запусков спутников.

JAXA может потребоваться больше года, чтобы выяснить причину отказа двигателя и перезапустить H3. За это время конкурентам, в том числе SpaceX и Arianespace, которая находится в совместном владении Airbus и Safran, скорее всего, удастся еще больше снизить затраты.

«До недавнего времени Япония находилась на краю пропасти, но все еще держалась. Теперь она выбыла из высшей лиги», - сказал Акира Саваока, космический эксперт и почетный президент Университета Дайдо.

Последствия отказа ракеты также могут иметь последствия для стратегии национальной безопасности Японии в космосе, области все более глубокого сотрудничества с США для конкуренции с Россией и Китаем. Ракетная программа стоимостью 1,6 миллиарда долларов имеет решающее значение для стремления Японии сохранить независимый доступ к космосу и является основой более широкой космической стратегии правительства.

H3 несла спутник для наблюдения за Землей и экспериментальный инфракрасный датчик министерства обороны для использования в мониторинге запусков ракет и других военных действий. Оба были уничтожены, когда ракета самоликвидировалась.

Хиротака Ватанабэ, эксперт по космической политике Университета Осаки, сказал, что влияние на связанные с безопасностью спутниковые программы, вероятно, будет ограниченным, если JAXA сможет решить проблему и перезапустить H3 в течение 2023-24 финансового года.

«Тем не менее, Япония должна была предвидеть несколько лет задержки в разработке и подготовить запасной план», - сказал Ватанабэ, добавив, что страна должна была обеспечить возможность вернуться к модели-предшественнику H3, которая будет снята с производства к следующему году.

Неудачные первые запуски ракет не являются чем-то необычным. Но неудача с H3 стала еще большей неудачей для страны, которая и без того была ограничена недостаточным финансированием и отсутствием военной программы, которая помогла бы ускорить разработку ракет.

«Бюджет Японии на разработку ракет значительно меньше, чем [у соперников] за рубежом, но большая разница касается национальной безопасности. И США, и Китай используют ракеты в военных целях, а Япония - нет, поэтому количество пусков значительно меньше», - сказал Ко Огасавара, профессор Токийского научного университета и бывший инженер-ракетчик MHI.

Для промышленного конгломерата MHI проблема H3 последовала за недавним крахом еще одного национального проекта стоимостью 10 миллиардов долларов по разработке регионального самолета, который должен был поднять положение Японии на мировом авиационном рынке.

По словам экспертов, будущий успех ракетной программы Японии зависит от устранения основной слабости в более широкой космической политике Токио.

«Космонавтике Японии следует не только продемонстрировать свои технологии, но и связать их с коммерциализацией, в чем она отстает от США и Европы», - считает Харухико Катаока, вице-президент Японского института космоса и безопасности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме