Ученые связали появление мигрени у европейцев с необходимостью адаптироваться к холоду

6 мая, 23:15 Распечатать

Исследователи обнаружили генетический вариант, связанный с хронической головной болью и необходимостью адаптироваться к холоду.

Мигрень у европейцев появилась из-за необходимости адаптироваться к холоду

Ученые обнаружили генетический вариант, который одновременно связан с предрасположенностью к развитию мигреней и необходимостью адаптироваться к холоду. При этом, у жителей Северной Европы подобный вариант встречается чаще, чем у обитателей других регионов, сообщает Naked science. Это вариант гена, определяющего характер работы холодового рецептора TRPM8.

Рецептор TRPM8, как и другие терморецепторы, воспринимает температурные сигналы окружающей среды. Он помогает поддерживать оптимальную температуру тела и не допускать переохлаждения. Этот рецептор участвует в реакции человеческого глаза на холод, из-за которой на морозе или сильном ветру глаза начинают слезиться — так организм поддерживает нужный уровень увлажнения роговицы.

Авторы новой работы проанализировали данные международных проектов "1000 геномов" и Simons Genome Diversity Project (SGDP), создатели которых секвенировали геномы людей из десятков различных популяций по всему миру. Генетики изучали, где распространены два основных варианта гена, кодирующего рецептор TRPM8. "Старый" вариант, присутствующий и у других приматов, широко распространен в Африке, а возникший в силу мутации новый — в Европе. Его же нашли у 88% жителей Финляндии и лишь у 5% выходцев из Нигерии. Компьютерная симуляция показала, что новый вариант, скорее всего, возник еще до выхода человечества из Африки, но закрепился только у жителей холодных регионов.

По словам ученых, предрасположенность к хронической головной боли – это неприятный побочный эффект варианта TRPM8. Это может объяснить то, почему мигрень встречается у европейцев чаще, чем у жителей Африки и Юго-Восточной Азии.