Ученые рассказали об ускоренном перевороте магнитного поля Земли

Ученые рассказали об ускоренном перевороте магнитного поля Земли Полярность магнитного поля Земли может измениться очень быстро © NASA
Полюса Земли могут развернуться на 100 градусов всего за 150 лет.

Геологи заявили о том, что сильные изменения полярности магнитного поля Земли могут происходить за короткий срок – всего 150 лет нужно для того, чтобы полюса развернулись на 100 градусов. Как сообщает N+1, выводы исследователей были сделаны на основании радиоизотопного и палеомагнитного анализа сталагмитов возрастом около 100 тысяч лет, найденных в одной из пещер в южном Китае.

В начале XX века геологи обнаружили, что южный и северный магнитные полюса Земли в течение жизни нашей планеты неоднократно менялись местами. Считается, что последний из таких переворотов произошел около 773 тысяч назад, однако после этого многократно происходили так называемые "геомагнитные экскурсы" - периоды нестабильности магнитного поля, при которых направление магнитного поля временно поворачивается на угол от 60 до 180 градусов, после чего довольно быстро возвращается в исходное положение. Напряженность поля во время таких событий в отдельных областях может снижаться практически до нуля. Так же, как и при полной инверсии магнитного поля, эти периоды нестабильности связывают с турбулентными процессами, происходящими в жидко-металлической оболочке земного ядра, однако однозначного объяснения для этого эффекта пока не предложено.

В ходе нового исследования ученые изучили сталагмиты из пещеры Саньсин в южном Китае. Анализ содержания изотопов урана и тория в сталагмитах позволил точно датировать образцы с точностью до 10 лет: оказалось, что возраст пород составляет от 91 до 107 тысяч лет. Дальнейшие палеомагнитные исследования показали, что в течение этого интервала на Земле наблюдалось довольно большое количество магнитодинамических аномалий, у которых сильно варьировались длительность и частота. Амплитуда разворота магнитного поля в течение этого периода иногда превышала 100 градусов, при этом у этих вращений наблюдалась выраженная асимметрия - относительно нормального направления полярность в Восточном полушарии поворачивалась преимущественно на юг и на восток.

Оказалось, что если в период от 92 до 98 тысяч лет назад некоторые периоды аномалий растягивалась на тысячелетия, то 103–106 тысяч лет назад длительность геомагнитных экскурсов была несколько меньше - несколько веков. Также ученым удалось измерить длительность разворота магнитного поля. Оказалось, что для разворота на сотню градусов магнитному полю Земли хватило всего около 144 лет - это значительно меньше того времени, который ученые ранее считали достаточным для такого процесса.

Ранее международная группа геологов выяснила, что твердое металлическое ядро внутри Земли образовалось 1-1,5 млрд лет назад. Также ученые смогли определить скорость роста земного ядра: за год его радиус увеличивается примерно на 1 мм.