Ученые рассказали, как человечество "выгоняет" леса планеты с равнин в горы

24 сентября, 2013, 19:39 Распечатать
Отправить

Ученые рассказали, как человечество "выгоняет" леса планеты с равнин в горы
Человечество "выгоняет" леса планеты с равнин в горы

Человечество "выгоняет" леса планеты в горы и холмы - равнинные территории гораздо сильнее подвержены обезлесению, чем склоны, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Броди Сандел и Йенс-Кристиан Свеннинг из Орхусского университета использовали данные спутниковых наблюдений для оценки площади лесного покрова и глобальных темпов вырубки и сведения лесов в 2000-2005 годах. Они исследовали топографическое распределение лесных массивов и его связь с деятельностью человека и меняющимся климатом.

"Мы показали, что влияние человека привело к формированию глобального тренда, в соответствии с которым лесной покров сосредотачивается на склонах, а потери в растительности - на равнинах. Этот эффект прямо пропорционален антропогенному давлению на окружающую среду и сильнее всего выражен в странах с быстро растущей экономикой, ограниченными темпами роста населения и эффективным государством", - пишут ученые в статье.

Всего, по данным, которые приводят исследователи, с 1850 года человек вырубил примерно 2,8 миллиарда гектаров леса. В целом за пять исследованных лет наблюдается незначительное увеличение древесного покрова в целом, хотя площадь особо плотных его участков, то есть собственно лесов, напротив, немного снизилась. При этом на склонах сильнее выражен прирост лесного покрова, а на равнинах - его сокращение и другие свидетельства влияния человека.

Горы, холмы и другие склоны из-за своей труднодоступности "работают как естественные убежища для деревьев", пишут авторы работы. Деятельность человека вряд ли является единственным фактором, "переселяющим" леса из равнинной местности, но в любом случае этот процесс необходимо учитывать в будущих оценках влияния человечества на экосистемы Земли, считают ученые. !zn