Новости науки - Ученые раскрыли тайну магнитного компаса птиц - Новости IT и науки - zn.ua

Ученые раскрыли тайну "магнитного компаса" птиц

18 августа, 2017, 16:57 Распечатать

Птицы вырабатывают у себя в голове магнитную карту Земли.

Ученые определили, как работает "магнитный компас" птиц

Международная группа ученых проследила за миграцией камышовок и установила, как эти птицы используют свой "биокомпас" для того, чтобы определить свое место на карте во время перелета. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Current Biology.

В ходе исследования биологи поймали нескольких молодых птиц, никогда не совершавших перелет на место зимовья, и несколько взрослых камышовок, и проследили за тем, как будет меняться их поведение в особой клетке, способной имитировать магнитное поле в произвольной точке на поверхности Земли. Исследователи выбрали точку, которая находилась на расстоянии 1,5 тысяч километров от места проведения эксперимента.

Птицы повели себя так, будто действительно оказались к северу от места проведения и эксперимента и повернули на юг для того, чтобы компенсировать смещение.

Подобным образом, как отмечают биологи, вели себя только взрослые птицы, а молодые камышовки оказывались дезориентированы изменениями магнитного поля. Это очень важное различие, так как оно показывает, что птицы выстраивают у себя в голове магнитную карту Земли, а не имеют ее от рождения.

Таким образом, ученым впервые удалось доказать, что птицы могут измерять разницу между магнитным и географическим севером и использовать ее для определения своего положения на трассе миграции. По мнению исследователей, когда птица приближается к точке зимовки или гнездования, она начинает использовать другие ориентиры – запахи, Солнце или звезды – для вычисления точного положения своей цели на карте местности.