Ученые обнаружили "включатель" сновидений

Ученые обнаружили "включатель" сновидений Активация нейронов нижней (вентральной) стороны продолговатого мозга вызывает сновидения © bitva.stb.ua
Сны "включают" популяция нейронов продолговатого мозга.

Нейробиологи из Университета Калифорнии в Беркли (США) обнаружили популяцию нейронов продолговатого мозга, стимуляция которых заставляет животное видеть сновидения, сообщается в журнале Nature.

Имеются ввиду нейроны нижней (вентральной) стороны продолговатого мозга. Ранее считалось, что эти нейроны просто обеспечивают мышечное торможение, то есть не дают животному двигаться в процессе сновидения.

Оказалось, что "ответственность" данных нейронов гораздо шире: их активации достаточно для того, чтобы животное уже через две секунды перешло в фазу быстрого сна.

Эксперимент американских ученых прошел следующим образом. Нейробиологи ввели мышам ДНК-вектор, который обеспечивает синтез светочувствительных белков-рецепторов в данной области мозга у данного типа нейронов. Потом животному вводили световод, с помощью которого можно было в нужный момент эксперимента облучать данную область мозга и выборочно активировать только те нейроны, которые несут рецепторную метку. При этом за работой мозга во время сна наблюдали с помощью обычной электроэнцефалографии. Выяснилось, что облучение мозга мышей во время медленного сна (глубокого сна без сновидений) в 94% случаев приводило к переходу сна в быструю фазу, что субъективно соответствует появлению сновидений.

Следует отметить, что активность данной популяции нейронов наблюдалась не только во время сновидений, но и при бодрствовании: наиболее часто они срабатывали во время приема пищи и груминга. Также оказалось, что в данной группе нервных клеток можно выдели две субпопуляции - те, которые передают информацию "ниже", к спинному мозгу и "выше" по стволу к среднему мозгу и гипоталамусу. Ученые выяснили, что именно эта вторая группа и отвечает за "включение" сновидений.