Ученые обнаружили две сверхмассивные черные дыры в центре ближайшего к Земле квазара

28 августа, 2015, 13:55 Распечатать
Отправить

Ученые предполагают, что черные дыры оказались рядом в результате слияния двух галактик.

Ученые обнаружили две черные дыры в центре квазара Mrk 231 © NASA

Ученые NASA с помощью телескопа "Хаббл" обнаружили, что в центре ближайшего к Земле квазара Markarian 231 (Mrk 231) находятся две сверхмассивные черные дыры, гравитационно связанные друг с другом. По мнению ученых, дыры оказались рядом в результате слияния двух галактик. Информация об этом появилась на официальном сайте NASA.

Центральная черная дыра в 150 раз тяжелее массы Солнца, а ее спутница тяжелее Солнца в четыре миллиона раз. Полный оборот вокруг друг друга объекты совершают за 1,2 года. Меньшая из черных дыр является остатком галактики, которая слилась с Mrk 231. На слияние двух галактик указывает асимметрия квазара и хвосты из молодых голубых звезд.

Ученые характеризуют находку как "экстремальную и странную особенность квазара". Если в центре квазара присутствует только одна черная дыра, то весь диск светится в ультрафиолетовом излучении. В случае же с Mrk 231 наблюдается ситуация, когда ультрафиолетовое свечение пылевого диска резко падает по направлению к центру. Это свидетельствует о наличии в центре диска двух черных дыр, которые вращаются вокруг друг друга.

Квазар Mrk 231 располагается в 600 миллионах световых лет от Земли.

Квазары представляют собой активные ядра галактик. Как считается, в них находится сверхмассивная черная дыра, которая в результате аккреции вытягивает на себя материю из окружающего пространства. Это приводит к огромной массе дыры и мощному излучению, превышающему мощность излучения всех звезд галактики.

Ранее сообщалось о том, что ученым удалось обнаружить самую маленькую сверхмассивную черную дыру, которая образовалась более 13 миллионов лет назад.