Ученые нашли доказательства существования стабильных рек на Марсе в прошлом

Видео
Ученые нашли доказательства существования стабильных рек на Марсе в прошлом Следы в кратере Эллада указали на существование рек в далеком прошлом Марса © NASA
Исследователи изучили снимки кратера Эллада на Красной планете.

Ученые с помощью снимков, сделанных зондом Mars Reconnaissance Orbiter, обнаружили свидетельства существования стабильных рек на Марсе. Как сообщает N+1, изображения кратера Эллада показали, что реки глубиной до нескольких метров существовали на Красной планете еще 3,7 миллиарда лет назад.

Бассейн Эллады – один из самых крупных ударных кратеров в Солнечной системе с перепадом высот между центром и краями более девяти тысяч метров. В ходе исследования ученые сосредоточили свое внимание на каменистом утесе высотой около 200 метров в северо-западной части кратера.

Он находится внутри ударной структуры диаметром около 2000 километров, где также расположены равнины, которые содержат осадочные породы Нойской эпохи (началась около 4,5 миллиардов лет назад и длилась 1,1 миллиарда лет), богатые филлосиликатами магния и железа. Исследователи изучили снимки, сделанные камерой HiRISE, установленной на борту Mars Reconnaissance Orbiter, и данные лазерного альтиметра MOLA о топографии района, после чего построили цифровую модель местности. Эту модель планетологи сравнили с формами рельефа, встречающимися на Земле.

Исследователям удалось детально воссоздать рельеф каменистого утеса, благодаря чему они рассмотрели слоистые отложения на его склонах и канальные формы. Они были похожи на осадочные породы на Земле, которые формируются при наличии водных потоков.

Ученые провели топографический анализ местности и выяснили, что в районе кратера Эллада 3,7 миллиарда лет текли реки глубиной до трех метров. Их русло постоянно смещалось, из-за чего образовывались песчаные отмели, которые и удалось увидеть ученым. Исследователи подчеркивают, что эти реки были постоянными, они существовали десятки или даже сотни тысяч лет. Осадочные породы этого периода могут стать перспективной целью для поиска признаков жизни на Марсе.