Президент США Дональд Трамп заявил о возможности введения 25% пошлины на iPhone, если Apple не перенесет производство в Соединенные Штаты. Это заявление он сделал на прошлой неделе в заметке в соцсети Truth Social. Однако, как показывает опыт предыдущих подобных инициатив Трампа, такая политика может остаться лишь на словах. В своей новой книге Apple in China, вышедшей 13 мая, журналист Financial Times Патрик Макги подробно объясняет, почему Apple не имеет реальных предпосылок для возвращения производства на американскую территорию – независимо от политического давления.
Как отмечает Bloomberg, автор убедительно доказывает, что привязка Apple к Китаю значительно глубже, чем просто экономия на рабочей силе. Хотя начальным преимуществом производства в Китае действительно были низкие затраты, со временем сотрудничество с местными партнерами трансформировалось в стратегическое преимущество, которое способствовало технологическому успеху Apple не меньше, чем видение Стива Джобса или дизайнерский гений Джони Айва.
По словам Макги, Apple построила уникальную модель аутсорсинга. Вместо того, чтобы передавать технические задания сторонним компаниям, она отправляла собственные инженерные команды непосредственно на производственные линии – сначала в Южную Корею и Тайвань, а затем в основном в Китай. Это позволило компании сохранить контроль над качеством и внедрять сложные инженерные решения в массовом производстве. В конце концов Apple начала инвестировать миллиарды долларов в производственные технологии, скупая редкие материалы, оборудование и даже помогая производителям расширить свои мощности.
К 2015 году ежегодные инвестиции Apple в производство в Китае, по данным, которыми пользуется автор, достигли 55 миллиардов долларов, не считая стоимости комплектующих. Такой масштабный подход позволил компании сохранять мобильность: в случае необходимости Apple могла демонтировать свои машины и переместить их на другие производственные площадки.
Однако знания и опыт, которые получили китайские инженеры благодаря сотрудничеству с Apple, остаются в их распоряжении. По словам Макги, именно эти знания стали катализатором роста китайского техсектора. Он приводит пример компании Huawei, которая уже создает устройства, способные превосходить продукцию Apple – несмотря на ограничения и санкции со стороны США.
Автор утверждает, что из-за такой косвенной передачи технологий Apple фактически стала одним из крупнейших промышленных союзников государственной стратегии Пекина Made in China 2025, которая предусматривает уменьшение зависимости от западных технологий.
Несмотря на все более строгие требования китайского правительства по передаче технологий, Apple остается слишком глубоко интегрированной в производственную экосистему КНР, чтобы разорвать эти связи без серьезных потерь. Даже если компания стремится к диверсификации, полностью выйти из китайского рынка пока нереалистично.
Отдельное внимание в книге уделено стилям лидерства – от требовательного и авторитарного подхода Стива Джобса и основателя Foxconn Терри Гоу до централизованной модели управления лидера Китая Си Цзиньпина. Бывшие сотрудники Apple рассказывают о чрезвычайно высоких нагрузках, которые нередко приводили к выгоранию, а иногда и к трагедиям. Между тем на китайских фабриках работает масса молодых людей, которые получают значительно меньше за свой труд.
Макги заключает, что реализация инноваций часто происходит за счет людей, которых рассматривают скорее как инструмент, чем как полноценных участников процесса. И хотя Apple и Коммунистическая партия Китая придерживаются разных подходов, обе, по его словам, демонстрируют подобную обезличенную эффективность в достижении цели. В этом контексте даже возможная пошлина в 25% вряд ли изменит производственную логику Apple.
О проблеме подорожания американской продукции из-за американо-китайской таможенной войны специалисты говорили уже в апреле. По данным Morgan Stanley, пошлины на iPhone и другие устройства, импортируемые из Китая, увеличат годовые расходы Apple на 8,5 млрд долларов.
