Ученые из Великобритании и Китая выяснили, что младенцы способны распознавать звуки речи уже в первые часы после своего рождения. Это происходит благодаря тому, что их мозг изначально начинает учиться чему-то новому, сообщает Science Alert.
Мы часто думаем о младенцах, как о чистом листе, мало способном к обучению в первые недели жизни. Но на самом деле это не так. Еще в утробе матери дети учатся различать голоса и некоторые звуки речи, а уже вскоре после рождения они отдают предпочтение речевым звукам перед неязыковыми.
Но как именно мозг ребенка учится обрабатывать звуки, оставалось загадкой. В ходе нового исследования ученые наблюдали за младенцами в первые часы после рождения. На их головы надевали специальные колпачки, покрытые сложными светоизлучающими устройствами, предназначенными для измерения крошечных изменений уровня кислорода в мозге младенцев. Детекторы в такой шапочке помогали определить, какие области мозга младенца были активными.
С помощью этой процедуры за детьми наблюдали на протяжении первых трех часов после рождения. В это время младенцы подвергались воздействию звуков, которые, как считается, они должны были различать. Эти звуки включали в себя гласные, которые затем воспроизводили в обратном порядке. Исследователи отмечают, что взрослые могли различить, что порядок звуков отличается, только в 70% случаев.
В первые три часа после рождения новорожденные не могли различить прямой и обратный порядок звуков, которые они слышали. Но слушая их в течение пяти часов, младенцы уже различали прямой и реверсивный порядок. Их реакция на гласные вперед стала быстрее, чем на гласные назад. А еще через два часа, в течение которых они в основном спали, их мозг реагировал на гласные, идущие вперед, не только быстрее, но и сильнее по сравнению с младенцами, обученными другим гласным, или младенцами, которые оставались в тишине.
Более того, ученые заметили, что области головного мозга верхней височной доли (часть мозга, связанная со слуховой обработкой) и лобной коры (участвующая в планировании сложных движений) участвуют в обработке гласных звуков, особенно в левом полушарии. Это напоминает схему, лежащую в основе понимания и производства речи у взрослых.
Более того, исследователи выяснили, что связь между этими областями наблюдается у детей, которые слушали звуки, но отсутствует у тех, которые оставались в тишине.
Ученые делают вывод, что разговаривать с новорожденными следует уже в первые часы после их рождения. Они подчеркивают, что дети начинают учиться чему-то новому уже в первые мгновния после появления на свет.