"Космическая корова" может оказаться коллапсом массивной звезды

"Космическая корова" может оказаться коллапсом массивной звезды "Космическая корова" оказалась взрывом массивной звезды © N+1
Пиковая яркость вспышки "коровы" превосходила вспышку сверхновой звезды в десятки раз.

Ученые с помощью Очень большого телескопа приблизились к разгадке тайны всышки AT2018cow, которая получила неофициальное название "корова". По мнению исследователей, она могла быть результатом взрыва массивной звезды и последующего образования черной дыры, сообщает N+1.

Вспышка в созвездии Геркулеса была зарегистрирована с помощью системы ATLAS в июне 2018 года. Ее пиковая яркость превосходила пиковую яркость сверхновых в десятки раз. При этом, вспышка достигла такой яркости за 2,5 дня, хотя сверхновым на это нужны недели. Изначально астрономы предполагали, что взрыв произошел внутри Млечного Пути, но вскоре удалось соотнести его с галактикой, которая находится на расстоянии 200 миллионов световых лет от Земли.

Вспышка привлекла внимание ученых всего мира, и в течение нескольких последующих дней 18 крупных телескопов наблюдали "корову" в разных диапазонах электромагнитных волн. Выяснилось, что ее температура превышает 8,9 тысячи градусов Цельсия, а расширяется она со скоростью 20 тысяч километров в секунду.

В ходе нового исследования ученые провели наблюдение галактики CGCG 137-068, в которой располагается "корова", с помощью Очень большого телескопа. Астрономы искали признаки наличия черной дыры в области, где произошла вспышка, но вместо этого обнаружили молекулярное облако, в котором активно формируются молодые светила - возраст звездного населения региона составил всего несколько десятков миллионов лет. Такая картина считается типичной для сверхновых с коллапсирующим ядром, когда в результате быстрого сжатия и последующего мощного взрыва массивной звезды происходит резкий рост светимости. При этом в зависимости от изначального размера звезды остатки ядра образуют либо нейтронную звезду, либо черную дыру.

Гипотеза также подтверждается тем фактом, что AT2018cow оставалась горячей после первоначального взрыва дольше, чем большинство сверхновых. По мнению ученых, это означает, что после взрыва звезды, вероятно, остался какой-то объект, который был активным и продолжал нагревать область - например, это могла быть черная дыра.

Читайте также: Астрономы получили наиболее четкие снимки формирования планет в облаке вокруг звезды

Ранее группа астрономов из Европейской южной обсерватории и других институтов обнаружила черную дыру, которая располагается на расстоянии всего тысячи световых лет от Земли. Эта черная дыра располагается ближе к Солнечной системе, чем все другие подобные объекты, известные на данный момент, и входит в тройную систему, видимую невооруженным глазом.