С чего все началось
О рекордных убытках Tesla впервые заявила по итогам четвертого квартала 2017 года. Тогда компания потеряла 675 миллионов долларов, за аналогичный период 2016 года убытки компании составили 121 миллион долларов. Вместе с тем, финансовые показатели Tesla в 2017 году оказались лучше, чем ожидали аналитики. На котировках акций компании публикация отчетности практически не отразилась.
На встрече с инвесторами Маск признался в том, что у компании возникли проблемы с производством батарей для Model 3. "Мы на более глубоком уровне ада, чем ожидали", - заявил тогда бизнесмен. Интересно, что незадолго до этого совет директоров Tesla лишил Маска зарплат и бонусов, разработав систему вознаграждения для него, которая расписана на 10 лет. За это время Tesla должна стать одной из самых дорогих компаний на рынке. В конечном итоге капитализация компании должна составить 650 миллиардов долларов, то есть, Маск должен увеличить ее стоимость почти на 600 миллиардов.
Свой предыдущий антирекорд компания побила по итогам первого квартала 2018 года. Тогда убытки Tesla составили 709,6 миллионов долларов. По сравнению с первым кварталом 2017 года выручка Tesla выросла на 1%. Первый квартал 2018 года производитель электромобилей начал с 3,96 миллиарда долларов на счетах, а закончил с 3,22 миллиарда долларов.
Что еще случилось
В апреле издание The Economist писало о том, что компания стоит на пороге финансового кризиса. Цена акций Tesla падала с февраля, в основном после того, как 23 марта автомобиль Tesla под управлением автопилота врезался в разделительный барьер на шоссе в Калифорнии, что привело к смерти водителя и возникновению вопросов относительно безопасности системы полуавтономного вождения.
28 марта судья в штате Делавер дал ход иску, поданному акционером Tesla против Маска и совета директоров по поводу предполагаемого нарушения обязательств, связанного с изъятием 2,6 миллиарда долларов в пользу SolarCity – компании, которая развивает солнечную энергетику и управляется двоюродными братьями Маска. А 29 марта Tesla заявила об отзыве 123 тысяч электрокаров, которые могут быть подвержены коррозии болтов, что может повлиять на процесс управления и парковки. Подобные отзывы являются распространенной практикой среди производителей автомобилей. Но в случае с Tesla это усиливает ощущение того, что она гораздо лучше справляется с развитием новых впечатляющих технологий, чем с производством собственных машин.
Кроме того, издание подчеркивало, что проблемы компании могут быть связаны со стремлением Маска полностью автоматизировать процесс производства, отказавшись от проверенных методов, которые используются другими компаниями.
1 апреля Маск пошутил в Twitter о банкротстве Tesla. На следующий день акции компании упали в цене на 5%.
В мае в аварии Model S во Флориде погибли два подростка, электрокар на большой скорости врезался с бетонную стену и загорелся. Tesla заявила, что маловероятно, чтобы автомобиль двигался под управлением автопилота. А в июне норвежский фонд благосостояния объемом триллион долларов поддержал идею уволить Илона Маска с поста главы совета директоров компании. Вместе с тем, другие акционеры компании проголосовали против такого предложения и Маск продолжит совмещать пост генерального директора и председателя совета директоров Tesla.
В июле компании удалось выйти на показатель производства пяти тысяч Model 3 в неделю, которого она должна была добиться к концу 2017 года.