Биологи обнаружили новый вид заразного рака у тасманийских дьяволов

Биологи обнаружили новый вид заразного рака у тасманийских дьяволов Ученые обнаружили новый вид заразного рака у животных © New Scientist
Заболевание может существенно сократить популяцию животных.

Ученые установили, что популяция тасманийских дьяволов стремительно сокращается не только из-за известного ранее заразного рака DFTD, но и из-за открытой недавно формы этой болезни. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, новое заболевание может значительно ускорить исчезновение этого вида сумчатых животных.

Заболевание DFTD было впервые открыто в середине 1990-х годов. Раковые клетки поражали морду животного и передавались через укусы. В 2007 году был обнаружен тасманийский дьявол Седрик, который обладал иммунитетом к заболеванию. Но в 2010 году заболевшего Седрика пришлось усыпить.

Генетический анализ, проведенный в 2013 году группой генетиков во главе с Элизабет Мерчисон из университета Тасмании, показал, что все современные линии DFTD происходят от единственного штамма раковых клеток, зародившихся в теле одного из дьяволов в начале 1990 годов. По всей видимости, эта особь была самкой, на что указывает две "женских" Х-хромосомы в геноме раковых клеток.

В своей работе ученые проанализировали новые образцы удаленных из тел животных опухолей и пришли к выводу, что на самом деле существует не один, а два вида заразного рака – старый DFTD, получивший новое имя DFT1, и новый подвид DFT2, клетки которого были обнаружены в опухолях пяти дьяволов из юго-восточной части острова.

Открытие были совершено учеными случайно. Они пытались найти лекарство от DFTD, выращивая клетки раковых опухолей в пробирках. В ходе исследований они заметили, что некоторые клетки ведут себя абсолютно иначе, чем другие.

Анализ их ДНК стал шоком для ученых – оказалось, что "странные" клетки были совершенно не похожи на DFTD. В частности, они обладали иным набором мутаций и принадлежали не самке, а самцу – в них присутствовало не две Х, а Х и Y хромосомы.

По мнению исследователей, появление нескольких видов заразного рака у тасманийских дьяволов, а также распространение такого заболевания среди моллюсков свидетельствует о том, что подобные болезни являются вполне обычным явлением в мире природы.

Ранее сообщалось о том, что ученые обнаружили первый случай "заражения" человека раком. У 41-летнего пациента были обнаружены опухоли, клетки в которых были слишком маленькими для раковых клеток человека. В ходе исследований оказалось, что опухоли были переданы человеку от паразита. Исследование ученых показало, что раковые клетки, которые возникли в организме паразита "карликовый цепень", перешли в организм хозяина – мужчины, организм которого был ослаблен ВИЧ-инфекцией.