Астрономы зафиксировали в атмосфере ночной Венеры стационарные волны

Астрономы зафиксировали в атмосфере ночной Венеры стационарные волны На темной стороне Венеры зафиксированы стационарные волны
Происхождение этих волн остается загадкой для исследователей.

Международная группа астрономов проанализировала снимки, полученные с помощью аппарата Venus Express и инфракрасного телескопа NASA IRTF на Гавайях, и установила, что по ночам в атмосфере Венеры образуются стационарные волны непонятного происхождения. О своих наблюдениях исследователи сообщили в журнале Nature Astronomy.

Из-за того, что Венера вращается гораздо медленнее других планет Солнечной системы, ночь на ней длится около 60 земных суток. Гораздо быстрее самой планеты вращается ее атмосфера: этот феномен, известный как супервращение, особенно характерен для верхней границы слоя сернокислых облаков (65-70 км от поверхности), где атмосферные массы движутся иногда в 60 раз быстрее, чем подлежащие точки на поверхности. Для сравнения: скорость самых сильных земных ветров в пять раз меньше скорости вращения нашей планеты.

До сих пор ученым не удавалось смоделировать супервращение. Теперь же исследователи предположили, что для этого нужно изучить движение атмосферы планеты в ночное время.

Исследователи проанализировали снимки, которые были сделаны в 2015 году, и выделили три формы облаков на ночной стороне планеты, не характерных для дневной стороны: волнообразные, неровные с рваными краями и длинные ните- или веретенообразные. Отдельные облачные гряды простирались на три тысячи километров. Кроме того, на темной стороне Венеры обнаружилось много стационарных волн (их еще называют гравитационными, или гидродинамическими) - атмосферных возмущений, которые не перемещаются вместе с атмосферой, а остаются неподвижными относительно поверхности.

Стационарные волны регистрировали на Венере и ранее; принято считать, что они образуются над высокими горами и поднимаются из нижних слоев атмосферы наверх. Теперь же исследователи установили, что ночью стоячие волны возникают над южной частью планеты, где нет больших перепадов высот. Кроме того, ночные стационарные волны на Венере существуют только в верхних слоях облаков, на высоте больше 50 километров, что противоречит гипотезе о их зарождении у поверхности. Происхождение ночных стоячих волн на Венере пока остаётся невыясненным.

Ранее сообщалось о том, что исследователи NASA разрабатывают станции для исследования Венеры. Согласно задумке ученых, они будут похожи на дирижабли и будут летать в атмосфере планеты на безопасной для человека высоте. На борту каждой венерианской станции будет по два астронавта. Экспедиция продлится 30 дней, после чего исследователи будут возвращаться на Землю.