Астрономам удалось открыть "невидимую" звездную систему

Астрономам удалось открыть "невидимую" звездную систему Открытие было сделано благодаря методу гравитационного линзирования © Naked Science
Открытие сделали благодаря гравитационному линзированию.

Ученые с помощью метода гравитационного линзирования открыли систему, состоящую из двух звезд, слишком тусклых для того, чтобы их могли заметить телескопы. Вместе с тем, они выдали себя тем, что исказили свет более далекой и яркой звезды, сообщает Naked science.

Телескоп Gaia наблюдает за звездами Млечного Пути, фиксируя их светимость, положение и движение. В 2016 году ученые заметили, что одна из звезд ведет себя странно, быстро и резко меняя яркость. Это поведение оказалось связано не с самим светилом, а с объектом, который располагался перед ним. Для телескопов он оказался невидимым, но его гравитация искажает свет расположенной за ним звезды.

Гравитационная линза получила название Gaia16aye, ученым удалось определить ее природу. "Одиночная линза, созданная одиночным объектом, дает просто небольшой, постепенный рост яркости и затем постепенный спад, по мере того, как она проходит на фоне удаленного источника. В этом случае яркость не только падала резко, но и через пару недель так же резко выросла, что очень необычно", - рассказал ведущий автор исследования Лукаш Вырзыковски.

Для дополнительного изучения необычного объекта были использованы наземные телескопы. На протяжении 500 суток наблюдений ученые видели пять таких циклов. Исследователи связали их с гравитационной линзой, созданной двойной звездой. Вращаясь, такая система создает сложную систему небольших и быстродвижущихся гравитационных линз, которые вызывают резкие изменения в яркости более далекой звезды.

В результате ученые измерили характеристики двойной звезды без прямых наблюдений. По их оценкам, система включает два красных карлика массами 57 и 36% от массы Солнца, которые обращаются вокруг общего центра тяжести за 2,88 земных года.

Ранее астрономы заметили, что небольшая галактика, расположенная в группе Скульптор, постепенно разрушается гравитационным влиянием гигантской галактики, расположенной по соседству с ней. Обнаруженная галактика принадлежит к типу карликовых сфероидальных галактик, но, в отличие от других подобных галактик, она имеет вытянутую форму, направленную в сторону NGC 253. Такая форма галактики может указывать на то, что на нее воздействует гравитационное влияние большей галактики, которое сильнее действует на ближнюю сторону.