Астрофизики создали карту движений ближнего космоса

Фото
На карте-видео, составленной командой астрофизиков, можно наблюдать не только за движениями видимой материи (галактик, звезд и межзвездного газа), но и за невидимыми для современных приборов составляющими космоса, которыми являются темная материя и темная энергия.

На иллюстрации показаны крупнейшие космические объекты, их направление движения и степень удалённости от наблюдателя

Проектом "Космические потоки" (Cosmic Flows) занимались ученые из разных стран. Результатом стал видеоролик, на котором отображаются скопления темной и видимой материи, а также изменения в концентрации обоих видов в области Вселенной радиусом в 300 миллионов световых лет от Земли. "Этого участка вполне достаточно для дальнейшего углублённого изучения космоса", - заявили исследователи.

Членами команды были доцент Лионского университета Элен Куртуа, Брент Талли из Гавайского университета и другие исследователи из США, Франции и Израиля.

Структура Вселенной представляет собой бесчисленное количество нитей из видимой и темной материи, концентрированных участков и пустот. Пустынные пространства чередуются с узлами из космической материи, образованных гигантскими скоплениями галактик - суперкластеров, которые являются самыми крупными объектами во Вселенной. К примеру, наша галактика Млечный Путь является частью сверхскопления Девы из 100 тысяч других галактик, общим диаметром около 200 миллионов световых лет.

Подобно тому, как геологи изучают внутреннюю структуру Земли по движениям тектонических плит, астрофизики получают информацию о "невидимых" процессах, происходящих во Вселенной, по перемещениям галактик в космическом пространстве. Эти наблюдения помогают больше узнать о природе двух главных составляющих Вселенной - темной материи и темной энергии. О существовании темной материи, которая составляет 80% от всей существующей материи, учёные знают лишь по производимым ей эффектам, вызывающим движения гигантских структур вроде галактик и звездных скоплений. Темная энергия - это загадочная сила, которая заставляет Вселенную расширяться.

Согласно наблюдениям астрофизиков в последние десятилетия, во Вселенной происходит постоянное расширение галактик. Движущая сила этого процесса (темная энергия) до сих пор до конца не изучена. Но соотношение между участками с высокой концентрацией темной материи и движениями галактических структур (отображенное на полученной карте) показало астрофизикам, что на этом этапе познания Вселенной существующая космологическая модель верна. Об этом они также сообщили в пресс-релизе Гавайского университета.

Ученые смогли понаблюдать за тем, в какие стороны движутся гигантские структуры, как именно происходит расширения галактик. Описание этого процесса поможет в будущем больше узнать о темной материи и темной энергии и понять, как они воздействуют на материю видимую.

Карта Вселенной трехмерна, а значит, позволяет взглянуть на различные события, протекающие в космосе с различных углов обзора. Научная статья, описывающая все, что происходит на карте, принята к публикации в издании The Astronomical Journal, а пока можно ознакомиться с ее препринтом на сайте arxiv.org. !zn