Раскрыть одну из загадок нарядов красавиц античного времени удалось сотрудникам Харьковского национального университета имени В.Каразина археологу Татьяне Крупе и физику Александру Крышталю. Они исследовали редкую находку — фрагмент златотканой парчи времен античности, площадь которой составляет всего несколько квадратных сантиметров. Драгоценный лоскут был обнаружен в захоронении римского времени в национальном заповеднике «Херсонес Таврический», расположенном на территории современного Севастополя. Харьковские ученые использовали метод комплексного изучения образца ткани, включая электронную микроскопию и специфические исследования археологической органики.
Кто был погребен в дорогой златотканой одежде? Ответ, наверное, останется тайной, как и сама технология изготовления двухслойной золотной нити, сияние которой не меркнет уже 2000 лет! На органическую основу из серозной оболочки кишки животного раскатывалась фольга из сплава золота (около 80%), серебра и меди толщиной всего полтора микрона. На ней и сейчас практически не видно следов коррозии. Нить, скорее всего, изготовлена в кипрских ремесленных мастерских.
Найти даже отдельные фрагменты тканей того времени — большая редкость. В частности, в Херсонесе за все время раскопок обнаружили только образцы китайской тесьмы из пряденого золота. На территории Украины отдельные образцы таких тканей были найдены в позднескифском Усть-Альминском могильнике, в Соколовой могиле и в Ногайчикском кургане. Соответственно, ученых, занимающихся исследованием археологического текстиля, на постсоветском пространстве можно пересчитать по пальцам.
Проблема в том, что античная одежда, обувь или материалы, из которых они изготавливались, не сохранились в силу своей недолговечности. Не располагают археологи и письменными источниками, которые бы давали представление о костюмах херсонеситов. Соответственно, основными источниками для реконструкции одежды, обуви, а также головных уборов традиционно служат иконографические материалы: терракота, скульптура, полихромная живопись, вазопись, произведения глиптики, нумизматические раритеты. Однако они не позволяют восстановить особенности кроя одежды, технологию изготовления одежды и обуви, определить происхождение волокон текстиля и красителей.
Поэтому находки на территории херсонесского некрополя для исследователей особо интересны. В период античности обряд погребения должен был подготовить человека к достойной жизни в потустороннем мире. А инвентарь, сопровождающий покойника на тот свет, обеспечивал умершему существование, к которому он привык в своей земной жизни. Лучше всего сохранились украшения: бусы, серьги, кольца, различные виды печатей. Более скудный набор украшений обнаруживали в некрополе V — IV веков до н. э., более богатый и разнообразный — в начале нашей эры, к этому же периоду принадлежит и найденная парча.
Изучение костюма жителей Херсонеса позволяет проследить культурные взаимоотношения этого основанного на территории с негреческим населением греческого полиса с остальным греческим миром. Найденная ткань подтверждает свидетельство Плиния Младшего, который указывал, что в I веке нашей эры в Херсонесе Таврическом сохранялись греческие обычаи. Поскольку сам крой в древности был развит слабо — на протяжении всей античности женщины носили двойной женский хитон и хитон, украшенный оборкой, — костюм разнообразили за счет использования различных тканей. Одежду украшали вытканным, вышитым или нашитым орнаментом в виде пальметты, меандры, растений, а также золотым шитьем.
По свидетельству Тацита, хламиду, полностью сотканную из золотных нитей, носила императрица Агриппина. Апулей упоминал о плаще, затканном мерцающими звездами. Фрагмент ткани, найденный археологами, мог быть из одежды знатной горожанки или знаменитой гетеры.
Образ жизни гетер в корне отличался от времяпровождения рядовых женщин. Если положение основной массы женщин в античном Херсонесе, как и в метрополии, иллюстрирует древняя поговорка «Сидит дома, прядет шерсть», то гетеры свободно общались с мужчинами. Их положение и заработок во многом зависел от внешней привлекательности, так что в те времена, скорее всего, они и были законодателями женской моды. Есть, в частности, свидетельство, что гетера Аспасия, возлюбленная вождя афинской демократии Перикла, изобрела новую прическу.
Жили гетеры и в древнем Херсонесе. Этот факт зафиксирован в переписке управителей этой северночерноморской колонии и римской администрации на заре нашей эры. Руководство римских войск, расположенных на территории города, решило повысить размер податей с гетер, чем «нарушило вековые устои города» и создало целую проблему. Характерно, что документ нисколько не осуждает образ жизни этих женщин...