ЗАВЕТ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА

Поделиться
В эти дни музыкальная Украина будет звучать концертами и торжествами по случаю 130-летия со дня рож...

В эти дни музыкальная Украина будет звучать концертами и торжествами по случаю 130-летия со дня рождения и 60-й годовщины смерти композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова, а также 90-летнего юбилея Киевской, Львовской и Одесской консерваторий. Эти события, оказывается, тесно взаимосвязаны.

Ровно 110 лет назад в Киеве состоялась премьера оперы «Алеко». За пультом стоял двадцатилетний автор — Сергей Рахманинов. «Промоушн» его оперы в Киеве начался почти за год до премьеры (пускай поучатся современные продюсеры!) К изумлению молодого композитора, отрывки из «Алеко» чрезвычайно успешно продавались в нотных магазинах Киева. «Как, почему и зачем, не понимаю!» — удивлялся автор в своем письме от 13 декабря 1892 г. Людмиле Скалон.

Этот факт может быть ответом одному из скептиков, который после тематического концерта «Сергей Рахманинов и Украина» язвительно спросил: а что, собственно, объединяет Рахманинова с Украиной?

«Поскольку моя поездка в Киев была связана с ходатайством Киевского училища о переименовании в консерваторию, то сразу же добавлю, что я считаю это ходатайство вполне оправданным и сам с готовностью к нему присоединяюсь... Постановка дела в училище такую реформу оправдывает», —это мнение Сергея Рахманинова, высказанное в его письме от 19 апреля 1910 года принцессе Альтенбургской, герцогине Саксонской, внесло, безусловно, свою лепту в судьбу высшего музыкального заведения Киева. К тому времени Рахманинов был автором уже трех фортепьянных концертов, Литургии Иоанна Златоуста, симфонической поэмы «Остров мертвых» и многих других шедевров. Но кроме этого его беспокоила творческая судьба несправедливо замалчиваемых композиторов (вспомните поддержку, оказанную Сергеем Васильевичем талантливому Николаю Метнеру). Он также очень внимательно относился к будущему музыкальной культуры. У Рахманинова был личный пример и собственный опыт в этом.

«В 1892 году я закончил Московскую консерваторию. А в следующем, с помощью Петра Ильича Чайковского, вдруг вознесся на небывалую высоту. Я получил золотую медаль за свою одноактную оперу «Алеко», написанную на либретто, музыку на которое было предложено написать всем студентам — выпускникам 1892 года. Опера эта привлекла внимание Чайковского, а влияние Чайковского в российских музыкальных кругах было настолько большим, что по его совету опера 20-летнего начинающего композитора была взята для постановки на сцене классического Императорского Большого театра», — вспоминает Рахманинов.

Через три года после упомянутого письма Сергея Васильевича о необходимости реформы Киевского музыкального училища, а точнее 3 ноября 1913-го, это учебное заведение было реорганизовано в консерваторию. С 1914 года ее возглавил молодой композитор Рейнгольд Глиэр. Делами Киевской консерватории Рахманинов занимался и впоследствии. Приезжая с концертами в Киев по приглашению Глиэра, Сергей Васильевич прослушивал выступления студентов, давал советы, то есть фактически проводил, как сейчас говорят, мастер-классы. По воспоминаниям Глиэра, именно благодаря критическим замечаниям выдающегося музыканта молодому директору удалось «провести ряд реформ, которые способствовали повышению качества преподавания и усилили требования к студентам». Еще при жизни Сергея Васильевича, в 1940 году, почти перед самым началом войны, Киевской консерватории присвоили имя Петра Ильича Чайковского.

С Украиной Рахманинова связывают несколько замечательных концертных туров. Вот география выступлений Рахманинова в Украине лишь в октябре 1914 года: 19-го — в Киеве, 21-го — в Одессе, 24-го — в Кременчуге, 25-го — в Полтаве, 26-го — в Харькове, 28-го — в Екатеринославе. А в марте 1915 года состоялись выступления в Киеве Скрябина и Рахманинова. Для музыкального Киева это были незабываемые дни: прозвучали два концерта Скрябина (за месяц до его смерти) и четыре концерта Рахманинова. Влияние двух исполинов российской музыки было поразительным: мало кто из украинских композиторов того времени не почувствовал магнетизма их творчества. Вспомните ранние опусы будущих украинских классиков ХХ века — Бориса Лятошинского, Льва Ревуцкого и Виктора Косенко, написанные под впечатлением музыки Скрябина и Рахманинова.

В год киевской премьеры «Алеко» были изданы романсы Рахманинова по произведениям Т.Шевченко в свободном переводе русского поэта Алексея Плещеева — «Дума» и «Полюбила я на печаль свою». А в конце августа 1906 года Мария Керзина по просьбе Сергея Васильевича прислала ему тексты для романсов, среди которых были и стихи Тараса Шевченко. И уже 4 сентября Рахманинов написал свой известный романс «Я опять одинок» (на слова Ивана Бунина по мотивам стихотворений Т.Шевченко). Следует напомнить, что Рахманинов относился к композиторам, которые ищут импульс к творчеству в поэтических текстах (такой подход проповедовал еще Глюк, считавший музыку «послушной дочерью поэзии»). У Сергея Васильевича даже были свои «поставщики» текстов, среди них — Михаил Слонов, Мария Керзина. Кроме того, кузины композитора по его наказу имели запас поэтических текстов.

Как и Шевченко в своих стихах-исповедях, Рахманинов был склонен к романсу-монологу, к романсу-исповеди. Один из самых драматичных из них — «Я опять одинок» — шедевр мировой вокальной литературы. Отчаяние одиночества, потеря надежды на счастье в мелодиях Рахманинова перекликаются с поэтическими строками Шевченко: «Як билина при долині/ В одинокій самотині/ Старіюся я». Или «Одинокою я/ Старіюся в чужій хаті—/ Така доля моя!» Добавлю, что именно тогда Рахманинов с семьей впервые надолго оставил свою родину. Это было словно тревожное пророчество о дальнейшей судьбе композитора. И если Шевченко на десять лет оторвали от родной земли, то Рахманинову более 25 лет, до самой смерти, пришлось оставаться на чужбине. Как не вспомнить здесь шевченковские строки: «Тяжко-важко умирати/ У чужому краю!..»

Менее известна обработка Сергея Рахманинова украинской народной песни «Чоботи» для хора а капелла. Вполне вероятно, что Шевченко, владея замечательным слухом и красивым голосом, напевал и эту народную песню, — а знал он их великое множество. Кстати, эта обработка Рахманинова не была издана. Сейчас ее рукопись находится в одном из архивов Москвы.

Через 90 лет в Киевской консерватории, реорганизованной в Национальную музыкальную академию, потомки отдают дань уважения и благодарно вспоминают Сергея Васильевича Рахманинова за его участие в развитии украинской музыкальной культуры. 30 ноября на стене Музыкальной академии появится памятный знак композитору. Инициатором его установления стало Украинское общество Сергея Рахманинова, которому сейчас исполняется 15 лет. Это общество — по-своему уникальное явление в культуре Украины — показало, как общественному объединению любителей музыки иногда удается сделать намного больше, чем официальным учреждениям культуры.

Создал и возглавил Украинское общество Рахманинова профессор Михаил Синьков. Совместно с профессорами Игорем Рябовым, Михаилом Степаненко, Татьяной Рощиной, музыкантами-профессионалами и меломанами он превратил общество в действенный художественный центр. Помня, как относился к творческой молодежи Сергей Васильевич, инициаторы основали стипендии имени композитора. Благодаря деятельности общества молодые исполнители Украины получили возможность концертировать и учиться в Швейцарии — стране, с которой связано последнее десятилетие жизни композитора. По приглашению племянника Рахманинова Александра Конюса члены общества побывали на вилле «СЕНАР» (сокращение от: Сергей и Наталья Рахманиновы), где каждое лето проходят концерты памяти композитора.

Благодаря инициативе общества в 1990 году в Украине впервые полностью прозвучала «Всенощная» Рахманинова. Для присутствовавших тогда в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры это было незабываемое событие. Литургию исполнила знаменитая хоровая капелла Санкт-Петербурга под руководством Вячеслава Чернушенко. К тому же «на счету» общества — фестивали музыки Рахманинова и конкурсы на лучшее исполнение его произведений, концерты.

Символическим стал литературно-музыкальный вечер «Сирень» (название знаменитого романса композитора), организованный совместно с Национальной филармонией Украины. По замыслу автора идеи Михаила Синькова, музыка Рахманинова должна была напоминать о драматической судьбе творческой личности, оторванной от родной земли. Ведь своеобразным символом Родины для музыканта оставалась веточка сирени, которую дарили ему, где бы он ни выступал.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме