За VASю

Поделиться
У меня зазвонил телефон... Впрочем, у кого он теперь звонит? Он поет, говорит, играет «полифонию» и даже ругается последними словами...

У меня зазвонил телефон... Впрочем, у кого он теперь звонит? Он поет, говорит, играет «полифонию» и даже ругается последними словами. Приятно, когда от звука моего телефона соседка по маршрутке вздрагивает и начинает оглядываться — где это младенец плачет? А это у меня в сумочке, тетенька. Свежайшее предложение на рынке. Так что, еще два дня буду выглядеть вполне оригинально. Потом, конечно, придется заказывать что-то новенькое, потому что этих плачущих младенцев разведется...

Так на сегодня используют возможности своего телефона большинство из нас. Что неудивительно. Проехавшись полчаса в утреннем метро, можно заподозрить, что основное назначение мобильного телефона — пугать соседей, показывать картинки и отправлять SMS со своей оценкой чьих-то телес по шкале от 1 до 10. Все это в среде специалистов называют ненавязчиво и скромно — «дополнительные услуги». Англоязычные коллеги честнее. Они называют это аббревиатурой VAS — value-added service, что переводится как «услуги для увеличения прибыли».

Собственно проблемы с этой самой прибылью и подтолкнули операторов мобильной связи к поиску возможности удовлетворить «мобильные» потребности своих пользователей сверх телефонных разговоров. Когда-то мобильный телефон назывался «мабила», весил полкило, был предметом роскоши и статуса и ничего особенного больше от него не требовалось. Но время шло. Операторы получали в качестве клиентов все более широкие и все менее платежеспособные слои населения. Понятно, что ради более широкого охвата рынка приходилось удешевлять услуги. До определенного момента эффекта масштаба хватало. Но когда средняя прибыль с пользователя (так называемый ARPU — average revenue per user) стала ну совсем небольшой, бизнес мобильных операторов оказался на грани если не выживания, то неинтересности. Тогда-то (в случае с Украиной — 2003 год) и начинается история с VAS, с помощью которых операторы надеялись поднять этот самый ARPU. И не без оснований.

Сегодня экономические показатели сравнительно молодого бизнеса (ему едва пять лет стукнуло) заставляют относиться к нему серьезно. Например, за 2005 год объем рынка дополнительных услуг составил 276 млн. долларов. Конечно, если сравнить с российским рынком аналогичных услуг (перевалил за миллиард долларов) — не впечатляет. А если подойти с родной украинской меркой... Например, бюджет далеко не самой бедной Днепропетровской области в прибыльной части составил что-то около 300 млн. долларов. В общем, нашему украинскому VASе еще чуть-чуть поднатужиться...

В чем же залог успеха? Древние говорили: когда Бог создавал время — он создал его достаточно. И тут с древними не поспоришь. Во всяком случае, едва ли не каждый из нас, даже не понаслышке знакомый с цейтнотом, иногда чувствует отвращение к его неспешности. А конвертировать в звонкую монету то, чего так много, — большой соблазн. Фантасты в начале века исходили слюной, подсчитывая миллионы, которые может сколотить тот, кто научится продавать воздух. До миллиардов «продавцов времени» доросли воображением считанные фантазеры. А до того, что время станет не тем товаром, который покупают, а тем, с которым борются, не додумались даже самые безбашенные литераторы. А ведь как это было просто. Вся индустрия развлечений и медиа так или иначе имеет дело с убийством времени еще от Ромула — как только у людей появляется досуг, тут же находятся желающие его заполнить за малую мзду. Нам иногда совершенно необходимо сделать так, чтобы время пробежало быстро, то есть максимально незаметно. Например, когда мы едем в метро. Или стоим в очереди. Или сидим на парах/оперативке/педсовете/конференции. Или нам просто не спится.

И вот, пока менее продвинутые обладатели свободного времени скупают сборники кроссвордов и сканвордов, читают страсти-мордасти с аляповатых газетных листков или просто слушают маршруточный шансон пополам с рекламными воплями, более продвинутые братья по разуму жмут на кнопки. Они общаются, играют, прослушивают полученные мелодии, просматривают картинки, заказывают новые или выясняют у оператора, почему не пришли заказанные ранее, читают «анекдоты дня», рассматривают позы, рекомендованные на сегодня «Камасутрой», вникают в советы «индивидуального прогноза, составленного по 12 гороскопам», получают тонны полезной и не слишком информации — и таким образом коротают время.

Что же мы получаем, заплатив? Все, что нам нужно. Сидя в метро и вроде бы ничего не делая, мы все равно живем полноценной жизнью. Получаем информацию, развлекаемся, общаемся, заказываем, покупаем, и это далеко не предел...

Информация, которую вы можете получить по мобильному телефону в качестве дополнительной услуги, может быть самого разного рода — вслед за информацией об операции с вашим банковским счетом вы можете получить эротическую миниатюру, а после нее вам сообщат прогноз погоды на сегодня. Конечно, качество этих сообщений, равно как достоверность информации, бывает разным. И если на качество мобильного банкинга пока никто из знакомых особо не жаловался (за этим все-таки следит банк), то уже даже с прогнозом погоды бывало по-разному. Иногда случается, как в 1936-м: «Над всей Испанией мирное небо», — сообщают вам, вы выходите из метро и попадаете под обстрел.

К сожалению, гораздо труднее проверить качество ежедневных «астрологических прогнозов». Единственное, что можно сказать достоверно, это то, что они похожи друг на друга, как куриные яйца. Впрочем, наивно предполагать, что прогноз составляет живой астролог по вашим индивидуальным показателям. А если кто-то еще на это надеется, посмотрите прогнозы в любых доступных источниках — прессе, интернете, ТВ — и найдите десять отличий.

В иных типах информации, доставляемых нам по мобильному телефону, достаточно оценить качество — ведь в шутках, анекдотах, «афоризмах на сегодня» и эротических опусах нет такого критерия, как достоверность. Ну разве что позу какую-нибудь неудобоваримую присоветуют... В мобильном пространстве курсируют те же наборы шуток, анекдотов и прочего, что и во всем прочем информационном пространстве (это как с астрологическими прогнозами). Так что все это, мягко говоря, не эксклюзивчик. Но мы не за то и платим. Нам не важно, этот анекдот, так сказать, «хэнд-воркинг» или его только что робот из Интернета вытащил — нам надо, чтобы сейчас, сию минуточку, похихикать.

Впрочем, есть область, в которой участие живого человека все-таки принципиально. Это когда речь заходит о роскоши человеческого общения. Так вот, самое печальное, что эта роскошь далеко не всегда доступна даже для тех, кто уже за нее заплатил. Разумеется, это только предположения — ведь ни один разработчик и, разумеется, провайдер не признается, — но похожесть ответов девочек/мальчиков, с которыми связываешься через мобильную службу знакомств, настораживает. Разумеется, на твой «привет» она обязательно тоже ответит «привет». И на вопрос «а ты красивая?» она никогда не напишет, что у нее нос картошкой и глаза один желтый, другой сиреневый. Конечно, наши собственные клише порождают ответные клише — и не надо быть роботом, чтобы отвечать штампованными фразами. Но почему так регулярно? Почему вариативность запросов так редко гарантирует вариативность ответов? Максимум на что идут провайдеры, так это на признание того, что в самом начале, когда эта служба только зарождалась, им действительно приходилось создавать иллюзии знакомств своими силами. Ведь если человек в течение какого-то времени не получает ответа на свой запрос, он может «охладеть» к услуге. Поэтому им иногда приходилось отвечать на запросы самостоятельно — когда за мальчика, когда за девочку... Но это еще полбеды. Тут тебя по крайней мере надувает живой человек. Это по-своему даже прикольно. Но когда этим занимается робот...

Приятно также почувствовать, что ты заметен. И уж тем более приятно высказать собственное мнение по любому вопросу. Мы готовы даже заплатить за это деньги. Причем если бы надо было непосредственно вынуть из кармана трояк и отдать в кассу, чтобы тебя проанкетировали, нашлось бы не много желающих. Но если этот трояк снимается с твоего счета... почему бы не дать совет, высказать свое мнение, проголосовать за красотку на экране? Тем более — поучаствовать в шоу или написать признание в любви, которое «увидит весь Киев на мониторах метро». Вот и платят денежки, чтобы в бегущей (быстро бегущей) строке на означенном мониторе мелькнуло «Наташка, ты просто СУПЕР», после чего строка обрывается сообщением об остановке и понять, какой именно Наташке было адресовано сие послание, не дано даже ей самой. Вот и ладушки — это сколько же Наташек порадовал автор SMS, заплатив всего один раз!

Что уж тут говорить об оригинальности и стиле — за это мы платим давно и привычно, посещая модные места, магазины и вечеринки. Поэтому и за картинку на мобилку, и за мотивчик «с пылу с жару» заплатим за милую душу. Даром, что стремление «быть оригинальным» в этом измерении, скорее, означает «быть как все». Нет, здесь нет противоречия. Потому что «быть оригинальным» с точки зрения этого бизнеса — значит, закачивать на свою мобилку килобайты предлагаемых мелодий и прочих звуков. Причем, как ни старайся, но поскольку наборы примерно одинаковы у всех «поставщиков», обязательно в той же маршрутке найдется хотя бы один такой же «оригинальный», как ты.

В общем, пока что массы пользователей воспринимают VAS как красивую цветную цацку. Рынок подыгрывает, заваливая нас предложениями картинок, мелодий и незатейливых игрушек. Впрочем, кто посчитает, сколько мощных компьютерных систем покупается только для того, чтобы погонять по экрану зеленых человечков? Каким бы ни был результат подсчетов, он не дискредитирует идею компьютеров как одного из серьезнейщих технологических прорывов второй половины ХХ века. И, продолжая аналогию с домашним ПК, можно припомнить, что выросли последние не столько из гигантских компьютеров-мейнфреймов IBM, сколько из какого-нибудь Commodore Atari образца начала 80-х, который был, по сути, примитивной игровой станцией.

Поэтому, глядя на «босоногое детство» «дополнительных сервисов» (хотя, припоминая 276 миллионов долларов, «босоногость» воспринимается неоднозначно), нельзя с уверенностью сказать, какое будущее их ожидает — превращение в альтернативную и конкурентную среду обмена информации и денег или невеселая судьба очередного «электронного тамагочи», о котором лет через 10—15 вспомнят разве что любители истории. Потому что до этого превращения всем — и провайдерам услуг, и операторам мобильной связи, и производителям мобильных телефонов — придется пройти немалый путь. Прежде всего — путь усовершенствования существующих стандартов, упрощения использования тех или иных сервисов (для чего некоторые телефоны теперь приходится настраивать «могучим ударом правой пятки через левое ухо») и, самое главное, разнообразия и повышения качества самих услуг.

Все эти болезни роста могут пройти, скорее всего, рано или поздно это случится — стандарты станут, простите, стандартными, а настроить возможности телефона сможет и кошка. Другое дело, что перед производителями мобилок, которые по идее должны стать полнокровными информационными терминалами, стоит целый ряд взаимоисключающих требований. С одной стороны, мобильный телефон для удобства пользователя должен быть действительно мобильным — то есть маленьким и легким. И в этом плане прогресс несомненно налицо. С другой стороны, желательно, чтобы устройство воспроизведения информации (иным словом — дисплей) имело максимальный размер — потому что большое количество цветов и пикселов в прямоугольник 3х4 см не впихнешь, и, следовательно, читать и тем более просматривать видео на нем не слишком удобно. И полбеды, что дисплейчик бы побольше — он ведь еще и электричества попросит немало. А это означает, что аккумулятор должен быть большей емкости, а стало быть, и большего веса. Кроме того, на большой дисплей с высоким разрешением надо подавать соответствующее изображение, для формирования коего понадобится более мощный графический процессор, а он опять-таки хочет кушать. Да и система ввода информации (она же — клавиатура) в виде полутора-двух десятков клавиш неудобна. Для коротеньких эсэмэсок сойдет, но написать с ее помощью даже небольшое электронное письмо — нетривиальная задача. То есть удобное переносное устройство для работы с информацией — это скорее ноутбук, чем мобильный телефон. Вот только как его носить в кармане и звонить с него?

В этом контексте перспективнее выглядят коммуникаторы — причем не те, которые ближе к смартфонам, а наследники карманных компьютеров. Правда, цена их приближается к цене ноутбуков, что может отпугнуть абсолютное большинство украинских (и не только украинских) потребителей. Но способы ввода информации и у них далеки от идеала — как ни приближай граффити к естественному письму, а людям все равно удобнее нажимать на кнопки, чем заниматься каллиграфией. Элегантная идея виртуальных клавиатур, которые проектируются лучом света на гладкую поверхность и фиксируют «нажатие» на световое пятно, особого распространения не получила. Наверное, в силу технического несовершенства.

Итак, пока что для полноценного развития VAS как серьезной информационной технологии, а не только машинки для убийства времени и выкачивания малой (относительно малой, разумеется) денежки достаточно технологических препятствий. Без их устранения невозможна комфортная работа с информацией — интернет-серфинг в первую очередь. Ведь как ни стараются провайдеры, их собственный контент «не дотягивает» до возможностей глобальной сети. «Камасутра на каждый день» — это прекрасно, но фантазия коллектива авторов исчерпаема. То же можно сказать о развлечениях — просмотре видео и более-менее удобоваримых играх на любой вкус. Показательна невеселая судьба протокола WAP, который так и не стал, вопреки радужным прогнозам, сколько-нибудь распространенным способом чтения интернет-сайтов. Конечно, остается еще специфическая ниша использования мобильного телефона в качестве «бесконтактного кошелька» — но она узка, и если удастся реализовать эту идею, использовать ее будут, скорее всего, банки.

Так что будем брать от провайдеров и операторов хотя бы то, что они могут нам предложить. Кажется, плач младенца в качестве звонка начинает выходить из моды...

Глоссарий для VAS

WAP (Wireless Application Protocol, букв. протокол беспроводных программ) — открытый международный стандарт, предназначенный главным образом для доступа к Интернету с мобильных телефонов. Хотя особой популярности просмотр WAP-версий интернет-сайтов так и не приобрел, однако сегодня WAP широко используется для передачи информации на мобильные телефоны. В частности, во многих случаях передача рекламированных конвент-провайдерами мелодий и игр осуществляется именно с помощью WAP, без активизации и корректной настройки которого получить честно купленные информационные продукты потребителю не удается.

IVR (Interactive voice response, букв. интерактивный голосовой ответ, часто переводится как «система голосовых меню») — интерфейс, позволяющий пользователю с помощью голоса и, во многих случаях, аппаратных средств (как правило, таким средством является клавиатура телефона) общаться с компьютеризированной системой. Обычно система воссоздает голосовые подсказки, на которые пользователь реагирует нажатием клавиши телефона, хотя в последнее время развиваются и IVR, различающие несложные команды, подаваемые голосом.

MMS (Multimedia Messaging Service, букв. услуга мультимедийных сообщений) — стандарт, позволяющий пересылать между мобильными телефонами сообщения с мультимедийным содержимым (изображение, звук и т.д.), а не только с текстовым наполнением, как в случае с обычным SMS.

Premium SMS — сообщение, стоимость отправки которого для пользователя выше, чем предусмотренная оператором для обычных SMS. Такие сообщения — своеобразное платежное средство за получение информационных продуктов, участие в конкурсах, голосованиях и т.д. Существуют также premium calls — звонки, тарифицируемые выше, чем обычные, и играющие ту же роль, что и premium SMS.

GPRS (General Packet Radio Service, букв. общий сервис пакетной радиопередачи (данных) — стандарт, использующий не занятую голосовой связью полосу частот для передачи информации. Используется в мобильных телефонах для передачи MMS, WAP-серфинга и полноценного соединения с Интернетом. Различают так называемые классы GPRS — уровень поддержки стандарта конкретным прибором. Существуют классы от первого до двенадцатого — чем выше класс, тем большую скорость передачи данных может, теоретически, обеспечить телефон.

ARPU (Average Revenue Per User, букв средняя прибыль с пользователя) — сумма, которую один пользователь платит компании — провайдеру телефонной связи за пользование одним мобильным телефоном в течение месяца. На ранних этапах распространения мобильной связи ARPU был высок исключительно ввиду высокой стоимости звонков, сегодня, в связи с удешевлением голосовой связи, провайдерам мобильной связи приходится поднимать этот критически важный для них показатель с помощью дополнительных услуг, разработанных или собственными силами, или посторонними компаниями.

Streaming media — мультимедийная информация (видео, аудио), потребляемая параллельно с процессом ее доставки.

Instant Messaging — системы мгновенной передачи сообщений (прежде всего текстовых). Приобрели распространение сначала в Интернете (ICQ, AOL и т.п.), теперь используются и в мобильной телефонии. От обычных SMS отличаются более высокой скоростью доставки.

Михаил БОЧКАРЕВ,
исполнительный директор Sunny Mobile Ltd

— Прибыльно ли заниматься сейчас в Украине дополнительными услугами? Среди пользователей бытует мнение, что контент-провайдеры только на рекламу и тратят деньги, а прочее — чистая прибыль. В то же время сами контент-провайдеры рассказывают о нечеловеческих условиях мобильных операторов и т.п. Где истина? Какой процент прибыли в среднем провайдерам VAS приходится отдавать операторам?

— Сразу оговорим: здесь я буду под VAS подразумевать именно контент-услуги, т.к. сами по себе SMS, MMS, WAP также являются видами Value Added Services, хотя контент-провайдеры тут совсем не участвуют. Так вот, если отвечать коротко, то этот бизнес прибыльный, т.к. иначе он не достиг бы сегодняшнего масштаба. С другой стороны, затраты не ограничиваются одной лишь рекламой. Из денег, которые платит абонент, у провайдера остается не так уж и много. Часть забирает оператор, часть требуют правообладатели, часть уходит на оплату коротких номеров и, конечно же, инвестиции в рекламу. И это только основные расходы, не учитывающие поддержку технических платформ, обслуживание абонентов, зарплату персонала.

Что касается операторских процентов, то в среднем можно говорить о 50%. Точная же цифра зависит от стоимости и объема предоставляемых услуг. Это не считая цены за подключение и абонплаты.

— На какие мобильные телефоны в первую очередь ориентируются поставщики VAS? Понятно, что на разные, но какие функции в идеале должна иметь мобилка пользователя?

— Очень зависит от конкретной услуги. Если это голосовой сервис на базе IVR или установка мелодии ожидания, то любой телефон подойдет. Для наиболее распространенного на сегодня в Украине вида услуг по загрузке картинок, мелодий и игрушек требования довольно простые — качественное звучание, хорошее разрешение дисплея и достаточная производительность для запуска приложений. Естественно, в мобилке должны быть все современные коммуникационные возможности, такие как поддержка WAP, MMS, Instant Messaging, Streaming Video. И, что не менее важно, все заявленные возможности должны работать качественно и быть максимально простыми и удобными для пользователя (не сложнее кофеварки).

— Какие основные типы VAS присутствуют сегодня на украинском рынке?

— Наиболее распространены в Украине такие типы VAS:

— кастомизация телефонов (мелодии, заставки, скринсейверы);

— загружаемые игры и приложения;

— мобильная эротика (а куда же без этого);

— сервисы для общения и знакомств;

— справочные услуги (в основном на базе IVR).

Естественно, этими услугами рынок не ограничивается. К примеру, наша компания предоставляет такие услуги, как прогноз погоды, телепрограмма, киноафиша, мобильные словари.

— Какие новые виды дополнительных услуг, возможно, предложат украинским пользователям провайдеры в будущем?

— Могу предположить, что рано или поздно станут популярными такие услуги, как мобильный банкинг, заказ полноформатной музыки, услуги с привязкой к местонахождению пользователя, управление персональными данными и другие. Основной проблемой, на мой взгляд, является традиционное восприятие мобилки только как средства связи. Если же пересмотреть такое отношение и осознать, что в руках находится мобильный терминал для доступа к любым услугам, то сразу же напрашивается аналогия с ассортиментом услуг в Интернете, которые перечислить просто невозможно.

— Немало пользователей жалуются, что некоторые виды услуг работают не совсем корректно — от картинок, которые на экране мобилки выглядят не так, как в рекламе, до мобильных знакомств, при которых партнеры с разными никами отвечают абсолютно одинаково (то есть вместо девочки/мальчика мы за свои деньги общаемся с компьютером). Насколько часты случаи, скажем так, лукавства со стороны провайдеров?

— Насчет откровенного обмана пользователей могу только сказать, что в любом бизнесе такое встречается. Насколько же часто, конкретно сказать сложно, не проведя детальное расследование. Скорее всего, это могут себе позволить компании с философией бизнеса на уровне уличного ларька, которые думают лишь о прибыли «здесь и сейчас». К сожалению, такой подход все еще распространен в нашей стране.

С другой стороны, достаточно часто проблемы возникают не по вине контент-провайдера. Например, из-за неправильно работающей прошивки мобильного телефона или некачественной работы оборудования оператора.

— Может ли оператор дополнительных услуг гарантировать, что в случае покупки определенного продукта пользователь сможет закачать его на свой телефон и использовать по назначению? Приходилось слышать жалобы, что это случается не всегда.

— Если говорить честно, то на сегодня полную гарантию обеспечить практически нереально по следующим причинам.

1. Много проблем с самими телефонами, на что среднему контент-провайдеру повлиять сложно. Для меня хорошим примером была ситуация, когда после очередной прошивки телефон «освоил» поддержку новых форматов графики, но «забыл» один из старых. А подобных примеров масса. Если учесть весьма широкий и постоянно обновляющийся ассортимент телефонов, то проблема становится весьма серьезной.

2. Сложность использования услуг. Когда пользователь видит рекламу с картинкой, то ожидает, что отправить код заказа будет достаточно. И часто только потом выясняет, что ему нужно настроить WAP — задача не всегда легкая. Хотя вся процедура в идеале должна бы решаться одним нажатием кнопки.

3. Несерьезное отношение со стороны операторов, для которых контент-услуги все еще представляются больше красивой безделушкой, а не важным направлением бизнеса. Это влечет за собой недостаточное качество работы базовых технологий, таких как WAP или MMS, что в свою очередь снижает общее качество. Запаздывает также внедрение новых технологических возможностей, которые могли бы существенно улучшить ситуацию с VAS.

4. Низкая техническая грамотность пользователей, которые зачастую даже не знают, какой моделью телефона они пользуются.

Естественно, все эти проблемы постепенно пытаются решать и провайдеры, и операторы, и производители мобилок. Уже сейчас ситуацию сложно сравнить с той, что была в момент зарождения рынка. Повышается качество поддержки пользователей, телефоны лучше поддерживают стандарты, упрощается их настройка, повышается качество доставки контента и т.п. Однако нужно еще немало изменений, чтобы такие проблемы стали редким исключением.

Оксана Крюк, директор компании «Информационные
коммуникации» (мобильная справка «Инфо-300»)

— Каков на сегодняшний день объем рынка VAS в Украине? И что ждать от следующего года?

— Рынок дополнительных мобильных услуг в Украине начал развиваться в 2003 году, когда основные мобильные операторы — компании «UMC» и «Киевстар» — провели первые массовые SMS-акции и дали доступ в свои сети сторонним контент-провайдерам. В результате этого доходы от контент-услуг стали стремительно расти. Объем рынка VAS (так называемых «дополнительных услуг») в Украине в 2005 г., по данным IKS-Consulting, составил порядка 276 млн. долл. Из них 50 млн. долл. составил рынок мобильного контента, темпы его роста уже несколько лет подряд превышают 100%, что характеризует рынок как один из наиболее динамично развивающихся сегментов персонализированных услуг в Украине. Именно контент-услуги являются основным двигателем роста украинского VAS.

К дополнительным относятся все услуги, предоставляемые провайдерами, кроме непосредственных услуг общения: мобильный контент, SMSMMS, передача данных по Интернету.

— Каков процент прибыли украинских мобильных операторов составляют VAS? Между украинским и российским рынками есть серьезные отличия?

— В 2005 году объем рынка дополнительных услуг составил примерно 12% от суммарной выручки операторов. Таким образом, увеличившись более чем вдвое по сравнению с предыдущим показателем прежде всего за счет роста дохода операторов от передачи данных и мобильного контента. Прогнозируется, что в 2006-м суммарная выручка операторов от дополнительных услуг возрастет до 14%, а к 2009 году может вырасти с 15 до 24%.

Что касается прогнозов по изменению доходов от VAS в России и Западной Европе, в 2006 году доходы от услуг сотовой связи в России составят 11—12 млрд. долл. Показатель ARPU — 7—9 долл. Доля дополнительных услуг в общих доходах операторов вырастет до 14—15%.

При этом доходы от услуг сотовой связи в Европе в 2006 году превысят 40 млрд. долл. Показатель ARPU — 22—47 долл. Доля дополнительных услуг в общих доходах операторов увеличится до 16—18%

— Какова структура рынка VAS в Украине? Каким типам мобильного контента отдают преимущество пользователи и чего нам ждать от будущего?

— Наиболее значимой группой дополнительных сервисов, пользующихся огромной популярностью в сетях мобильной связи, являются услуги обмена сообщениями — сервисы, предоставляемые с использованием технологий SMS, EMS, USSD (специальная команда в мобильной связи, с помощью которой можно быстро проверить счет, отослать запрос оператору и т.д.), Cell Broadcast (функция, позволяющая оператору передавать различную информацию, которая может быть отображена на дисплее телефона (например, новости, погода, ситуация на дорогах и т.п.) и MMS. Сегодня услуги SMS перестали существовать только в качестве прямого обмена сообщениями между абонентами. Это уже широкий спектр разнообразных информационных услуг. В структуре доходов операторов от дополнительных услуг этот вид услуг в 2005 году занял 59%.

На сегодняшний день украинские операторы называют наиболее быстрорастущим сегментом рынка передачу данных и отмечают трехкратное увеличение доходов от этой услуги.

— Много ли народу пользуется сервисами premium SMS и каков примерно уровень прибыли в этом секторе?

— В настоящее время Premium SMS — самый развитый сегмент рынка мобильного контента. В Европе наиболее популярными среди платных сервисов мобильной связи являются услуги на основе SMS. Их можно условно разделить на средства персонализации (рингтоны, логотипы), сервисы общения (чаты, знакомства), информационные услуги (погода, курсы валют, справки и пр.) и развлекательные услуги (так называемые time-killing, например игры). Что же касается Украины, то у нас не структурируется этот вид услуг. Он содержится во всех видах услуг: кастомизации, инфотейменте, медиапроектах и т.д. Таким образом, выделить его не представляется возможным.

— Какими источниками информации обычно пользуются мобильные справочные службы — собственные базы данных, Интернет или еще что-то?

— Cправочные службы стараются максимально полно удовлетворить информационные запросы своих клиентов, поэтому они используют огромный спектр всех доступных источников информации: и Интернет, и всевозможные справочники, и энциклопедии. Также существуют собственные уникальные базы данных, они создаются с появлением новых неожиданных вопросов клиентов и постоянно обновляются.

— Какой примерно процент прибыли операторам VAS приходится отдавать провайдерам?

— При сотрудничестве с контент-провайдерами операторы мобильной связи Украины используют различные модели. Например, UMC в начале 2005 г. ввела новую модель, при которой доля контент-провайдера зависит от абсолютной величины дохода от его услуг.

До недавнего времени в отличие от UMC «Киевстар» работал со всеми контент-провайдерами на основе только прямых договоров. При этом ответственность за маркетинговое и техническое сопровождение ложится на контент-провайдеров. Распределение прибыли же зависит от стоимости предлагаемого контента.

Компания «Астелит» (оператор мобильной связи life:)) использует в работе несколько моделей взаимодействия. Она сотрудничает с контент-провайдерами на основе прямых договоров, а распределение прибыли производится на паритетной основе.

Приблизительная часть, получаемая контент-провайдером, составляет около 70%. Но хотелось бы сделать ударение на приблизительности названного показателя. Так как, я уже говорила, процентное разделение дохода от дополнительных услуг между операторами и контент-провайдерами зависит от многих факторов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме