Я, мы и кризис

Поделиться
Глобальный экономический кризис повлиял на многие сферы жизни человечества, причем некоторые изменения оказались достаточно неожиданными...

Глобальный экономический кризис повлиял на многие сферы жизни человечества, причем некоторые изменения оказались достаточно неожиданными.

Система помощи

Исследование корпорации RAND показало, что негативное воздействие нынешнего кризиса ощутили 80% американских домохозяйств (семья или группа людей, живущих вместе и имеющих общий бюджет). При этом американцы используют традиционную для всех обществ систему взаимопомощи. Примерно каждая третья семья выделяла значительные суммы родственникам, попавшим в затруднительное финансовое положение, около 15% семей подобную помощь получали. Наиболее щедро делятся деньгами представители среднего класса. В подавляющем большинстве случаев родители оказывают помощь детям, а не наоборот.

Общественная организация Foundation Center проанализировала, каким образом рецессии в экономике США отражаются на бюджетах неправительственных некоммерческих организаций. Данные с 1975 года (именно тогда Foundation Center начал накапливать подобную информацию) засвидетельствовали: объемы пожертвований не только не сокращались, но даже несколько увеличивались. Однако после того как экономика США выходила из кризиса, объемы пожертвований падали (это особенно заметно в первый посткризисный год).

Потребители. Консалтинговая фирма M&C Saatchi провела исследование в четырех странах (США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия), в рамках которого изучалось состояние потребителей в условиях экономического спада. Как оказалось, в период рецессии всех людей, делающих покупки, можно разделить на восемь категорий.

Наиболее многочисленны «оправдатели», составляющие примерно четверть от общего числа. В большинстве своем это высокообразованные и хорошо зарабатывающие люди. Они любят делать покупки тогда, когда на рынок выходит новая модель товара, проводится распродажа для узкого круга клиентов или в придачу к покупке покупатель получает какой-либо приз от продавца. «Оправдатели» покупают даже тогда, когда их средства ограничены. Они оправдывают себя тем, что грешно упускать такую выгодную сделку. При этом убеждены, что в условиях кризиса серьезно пересмотрели свои привычки.

Приблизительно каждый пятый потребитель — «экономист». Эта категория не перестала тратить деньги, но предпочитает приобретать более дешевые товары, посещать менее пафосные рестораны, отдыхать на более скромных курортах и пр.

«Сокрушенные пессимисты», составляющие около 15% потребителей, кардинально сократили свои расходы, экономят каждую копейку, аккуратно посещают распродажи, коллекционируют купоны и пр.

Примерно каждый десятый взрослый относится к категории «баловников». Они вынуждены ограничивать себя во многом, однако они не могут удержаться от искушения и побаловать себя при случае. К примеру, при скудости финансов способны купить себе в подарок бутылку дорогого вина или ценную косметику, поскольку их настроение зависит от подобных мелких подарков самим себе.

Около 10% американцев, британцев, австралийцев и новозеландцев возможно отнести к категории «страусов». Эти люди вообще не обращают внимания на кризис и тратят деньги так же, как раньше. Единственно, стали реже рисковать и с неохотой вкладывают средства, например, в ценные бумаги.

«Абстинентов» насчитывается порядка восьми-девяти процентов. Они отказались от крупных покупок, но продолжают делать мелкие в прежнем темпе. Как правило, в эту группу входят рабочие и служащие с небольшими доходами.

«Обменщики» составляют пять-семь процентов населения этих четырех стран. К примеру, покупку нового костюма обменивают на ужин в ресторане, и наоборот. В большинстве своем это одинокие молодые люди, не имеющие постоянного дохода.

Самая малочисленная группа потребителей — три-пять процентов — называется «стервятниками». Они с увлечением наживаются на экономических трудностях, успешно выбивают для себя дополнительные льготы и скидки, делают покупки ни нижней границе цены. В большинстве своем «стервятники» — люди с высокими доходами.

Еда

Исследование, проведенное Университетом Мэриленда, позволило обнаружить любопытную закономерность: в период кризиса люди предпочитают есть «нездоровую», но приятную для них еду. То есть, условно говоря, салату из капусты они предпочитают булочку. Для этого, по мнению психологов, есть две причины. Во-первых, «вредная» еда дешевле, во-вторых, она «комфортнее». Дело в том, что в трудные времена человек склонен искать комфорт. Пресловутая булочка и олицетворяет комфортность.

Статус

Иная кризисная закономерность была обнаружена специалистами из бизнес-школы Келлог. Как оказалось, в периоды трудностей покупатели предпочитают тратить большие — часто несоразмерные с их финансовыми возможностями — суммы денег на покупку «статусных» предметов. Это могут быть автомобили, часы, галстуки, костюмы и пр. вещи, которые в глазах потребителя ассоциируются с материальным благосостоянием и весом в обществе. Зачастую чем хуже ситуация для потребителя (например, чем выше риск утраты работы), тем больше шансов на то, что он купит дорогую «статусную» вещь.

Женское лицо

Исследование Калифорнийского университета показало, что в трудные времена на свет появляется намного меньше мальчиков. Этот вывод пока не был подтвержден иными исследованиями и основан на исторической статистике: анализировались данные по Швеции (в период с 1751-го по 1912 год) и США (в период с 1930-го по 1970 годы).

Авторы гипотезы предложили два объяснения этому феномену. Первое гласит, что подобным образом женский организм, находящийся под воздействием мощного стресса, отторгает более слабые (мужские) эмбрионы; второе, что отсеиваются больные эмбрионы, большинство которых опять-таки составляют мужские. Любопытно также, что представители сильного пола, родившиеся в трудные времена, как правило, обладают лучшим здоровьем и живут дольше, чем мужчины, появившиеся на свет в благополучные эпохи.

Суеверия

Совместное исследование психологов Университета Техаса в Остине и Северо-западного университета показало, что популярность различного рода суеверий в период экономического спада достигает невиданных масштабов. Причем наиболее подвержены суевериям вполне разумные и серьезные люди, работающие в системе финансов. Авторам этого исследования удалось документально подтвердить, что, например, китайские трейдеры и инвесторы предпочитают покупать ценные бумаги, ассоциируемые с цифрой «8», которая, согласно китайским представлениям, несет богатство.

Сила подражания

Исследование Университета Северной Каролины подтвердило старую истину о том, что люди склонны обезьянничать. В ходе эксперимента в реальный коллектив небольшой фирмы внедрялся пессимист, который оценивал макроэкономическую ситуацию исключительно в негативном ключе. В результате у сотрудников компании резко снижалась производительность труда, они допускали больше ошибок, в офисе заметно вырастало количество конфликтов. Появление на работе закоренелого оптимиста (также «подсадной утки») приводило к прямо противоположным результатам — коллектив работал дружно и с огоньком.

Авторы исследования пришли к выводу, что менеджерам и предпринимателям, вероятно, следует ограждать сотрудников от негативных новостей, о которых предпочитают рассказывать СМИ в периоды экономических пертурбаций.

Ростки нового

Исследование Фонда Кауффмана показало, что именно в эпохи кризисов, рецессий и застоев были образованы большинство крупнейших компаний США. Среди них, например, числятся Microsoft, Disney, McDonald’s, Johnson & Johnson и другие.

По материалам Washington ProFile

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме