Да, на бумаге, то есть юридически, они были, но избиратели голосовали не за них, а за... фотографии первой десятки. Никто не знал (и не знает даже у победителей) ни программ, ни прошлого, поскольку часть из них вообще появилась только под выборы. И фото не помогает, поскольку большинство этих лиц совершенно неизвестны. Блок несуществующих партий также является несуществующим объединением, поскольку за ним нет реальных партий. Если ноль объединить с нулем, все равно получится ноль.
Избиратели голосовали за виртуальность. И еще ярче это было на президентских выборах, где избирателям говорили, что всех разгонят и всех посадят, что является чисто популистским лозунгом. И избиратели так обрадовались, что сразу проголосовали. Избиратели ― люди доверчивые, и они поверили.
Мы часто говорим о столкновении виртуальности и реальности как о конфликте между телевизором и холодильником. О, если бы телевизор мог кормить, а холодильник ― говорить! Тогда бы была достигнута гармония, но факты ― упрямая вещь, и холодильник все время пытается победить телевизор. Правда, теперь на его сторону переходят и социальные сети. Там раздолье и критики, и ботов, критикующих эту критику как совершенно недостоверную. Живые, а не автоматические боты это, конечно, лучше знают, поскольку получают вторую зарплату за свою борьбу, что позволяет им жить лучше, чем населению.
Как считают социологи, в Украине появилась традиция избирать на выборах иного президента, при этом только 16% обращают внимание на профессионализм этого нового. Главное ― хорошо пообещать! Только Л.Кучма получил от избирателей второй срок, все остальные могут писать мемуары.
Россия бьется за виртуальный конструкт под названием "Русский мир". Но отнюдь не мир русскоговорящих, как нас пытаются уверить. Это мир читающих и смотрящих русские медиа. Причем чем дальше они находятся от точки вещания, тем больше ее поддерживают. Очень многие уехавшие, например, в США, в Германию и т.д. обычно "за", поскольку, не зная реальности, реагируют на виртуальную картинку, транслируемую медиа.
Какова же реальная, а не виртуальная картинка? Если эмигрировавшие помнят советскую власть, от которой сбежали как от не очень доброй к ним, то в опросах современных россиян она, наоборот, оказалась лучше новой. Когда в опросах Левада-Центр попросили охарактеризовать советскую власть, то первыми тремя параметрами оказались: близкая народу, людям ― 29%, сильная ― 25, справедливая ― 22%. При оценке нынешней власти на первое место вышли: криминальная, коррумпированная ― 41%, далекая от народа, чужая ― 31, бюрократическая ― 24%.
Опрос "страхов" продемонстрировал определенную незащищенность современного человека. Россияне боятся: болезни близких, детей ― 58%; войны ― 51; болезни, потери работоспособности ― 44; бедности ― 36%. Это ― не монстры из телесериала, это жесткая реальность жизни.
Телевидение теряет своих "поклонников": десять лет назад информацию по телевизору получали 94%, сейчас ― 72%. Однако среди людей до 25 лет таких только 42% против 93% ― у 65 лет и старше. Доверяют телевизору 55%, однако десять лет назад их было 80%. Сохраняется доверие к телевидению в первую очередь у людей старше 35 лет. Радио и газеты за десять лет сократили свою аудиторию вдвое. Как видим, и в России, но и в Украине будет только нарастать "раскол" между поколениями, который уже продемонстрировали президентские выборы.
Мир переключился на новые информационные потоки, даже не выработав в них проверку на достоверность. Все это связано с переизбытком информации из-за соцсетей. Она обрушилась на каждого в таком количестве, что выбраться из-под завалов уже никто не может. Информация никому не нужна, все ищут внимание. Особенно это касается индустриальных производителей информации (медиа, реклама, паблик рилейшнз).
Кстати, как это ни странно, но есть явная тенденция к исчезновению анекдотов, особенно политических. Раньше анекдот был искусством сказать то, что нельзя сказать, но можно подумать. Сейчас сказать можно все, поэтому это никому и не нужно. Анекдот передавался, поскольку нес альтернативную информацию, базировался на иной модели мира. Сегодня это никому не интересно.
Анекдоты хорошо пересказывались по устной, не цензурируемой властью цепочке, поэтому они могли повествовать обо всех вождях, которые в подцензурных медиа выглядели чуть ли не гениями. Мы их запоминали и передавали дальше, радуясь критике Брежнева или советского строя. Это же шедевр в двух строчках из классики армянского радио:
― Что будет, если построить социализм в пустыне Сахара?
― Первые 40 лет ничего, а потом начнутся перебои с песком.
Но анекдоты могут и удерживать нужную картину мира, напряженно транслируемую пропагандой, что бывает гораздо реже. Например, такой:
Вицин, Моргунов и Никулин пришли в гости к даме. Неожиданно вернулся муж. Моргунов заперся в ванной, Никулин в туалете, а Вицин метался, метался, увидел рыцарские доспехи и забрался в них. Муж сел обедать. Через некоторое время Моргунов выходит из ванной: "Ну, хозяин, кран я починил, давай три рубля". Получил три рубля и ушел. Выходит Никулин: "Ну, хозяин, бачок я тебе починил, давай три рубля". Ушел и Никулин. Вицин стоял, стоял в доспехах, уже невмоготу. Подходит к мужу, хлопает его по плечу: "Простите, пожалуйста, наши тут на Псков не проходили?"
Раньше чужие мысли приходили из зарубежных голосов и анекдотов. Потом ― из митингов времен перестройки. Сегодня чужие мысли приходят к нам без разбора: из соцсетей, телевидения, особенно из политических ток-шоу, телесериалов, где часто бывают пугающие рассказы о будущем.
В наше время мысли будут хорошо запоминаться только тогда, когда придут, как в шоу, как бы в яркой цветной обертке. Именно по этой причине их запускают в телевизионных политических ток-шоу, где ведущий в роли Бога отдает голос тому, чье мнение должно прозвучать громче всех. Зато "враги" или не допускаются в студию, или их заглушает аудитория. Однако многоголосица ― это когда много разных мыслей, а не разных голосов.
При этом нам только кажется, что информация течет спокойно. Наши информационные потоки тихонько перегораживаются "плотинами". Это явные ограничения "отбора информации", на которых базируется наше информирование. С одной стороны, мы не слышим того, что не хотим услышать, поэтому выключаем противоположные мнения и слушаем только тех, кто нам приятен. С другой стороны, точно так поступает и вещатель: мы не увидим того, чего нам не хотят показать.
Украинские медиа поделены между олигархами. По этой причине мы слышим и видим мир их глазами и ушами. И это третий тип отбора информации, убирающий часть ее из нашего поля зрения. В нашей Конституции нет понятия "олигарх", но они есть. Как в анекдоте.
Человек, к сожалению, не умеет отличать правду от лжи, а часто он просто не хочет этого делать, поскольку то, что является неправдой, нередко просто лучше соответствует его интересам. Например, конспирология может легко объяснить все странности нашего мира. И в этом есть серьезная потребность нашего ума, поскольку мир явно потерял понятность. Социологи констатируют: за последние семь лет конспирологические объяснения в медиа появляются в шесть-семь раз чаще, чем раньше.
Мир не только стал непонятным, он наполнился неправдой, фейками. Сентябрьский номер этого года Scientific American посвящен правде, лжи и неопределенности, о том, как находить реальность в нереальные времена. Здесь предлагают говорить не о фейках, а разделить все искажения на три типа: на дезинформацию, ложную и вредную информации. Ложная информации представляет собой контент, который человек распространяет, сам не зная, что он является неправдой. Вредная информация представляет собой, например, распространение частной информации. Она правдива, но не предназначена для распространения. Дезинформация же ― это сознательно распространяемая неправда.
Все это ― разные типы искажений информационного пространства, которые его заполнили. Одновременно появились и профессионалы по искажениям: от ольгинских троллей до автоматических ботов. Люди стали зарабатывать неплохие деньги, например, в Македонии, продавая рекламу на своих фейковых страницах, которые все бросаются читать.
Во всех ключевых точках типа выборов, протестов, аварий, возникает целая война фейков. Когда она носит индивидуальный характер, она не страшна. Когда же они создаются сознательно профессионалами, они способны менять ход истории в ту или иную сторону. Так, вероятно, было с выборами Трампа или голосованием за Брекзит. И в том, и в другом случае голосованию помогала склониться в нужную сторону печально известная фирма Cambridge Analytica, о работе которой Netflix даже создал в этом году документальный фильм.
Человечество, зашагав семимильными шагами в будущее, по дороге потеряло реальность. Сегодня верить приходится всему, поскольку, кроме всего прочего, возросла и скорость получения информации. В очереди в твой мозг сегодня стоит несколько десятков новостей, а не одна, как раньше. Постправда лишь зафиксировала это иное состояние инфобытия новым красивым термином. При этом любопытным феноменом оказалось то, что постправда столь же востребована современным миром, как и правда. А иногда постправда даже нужнее, когда человек не хочет выходить из своего уютного и комфортного мира в бушующий мир правды.
Строительству постправды помогают те, кто уводят наш мозг от неприятной для них правды, делая это с помощью политических ток-шоу или фильмов и даже новостей, которые рассказывают ни о чем, например, о разводах/женитьбах хоть американских, хоть наших актеров. Если раньше были только колыбельные для детей, то теперь повсюду колыбельные для взрослых. А спать всегда приятнее, чем думать.
Змий искушал Адама и Еву в раю не яблоком, а информацией, которую они получат, надкусив яблоко. И информация, полученная в результате нарушения запрета, привела к изгнанию человека из рая. Сегодняшний Змий должен предлагать в качестве награды не информацию, а отсутствие ее, поскольку информации и так много. Кстати, в свое время Э. Тоффлер писал, что в будущем при ускорении мира придется создавать "заповедники", где время будет течь по-старому. Именно туда будут отправляться отдыхать люди на субботу-воскресенье, чтобы с понедельника вновь окунуться в мир.
Информационное переполнение сегодняшнего дня имеет еще одно вероятное последствие. Избыток информации не оставляет в разуме человека свободного места, поскольку все занято чужими мыслями. Как следствие, мы больше не увидим великих мыслителей, их мыслям просто негде родиться. Образуется парадокс: не читающий человек не сможет породить великих мыслей, но и читающий просто физически не сможет уже этого сделать, в его голове не остается места.
Раньше мир был тихим и спокойным. Правда, только между войнами. Теперь даже во времена мира нам неспокойно. Физическое пространство вроде находится в состоянии мира, хотя всегда есть экономические, торговые, финансовые войны. Менее заметная, но столь же агрессивная война часто бушует в информационном и виртуальном пространствах, что агрессору обходится гораздо дешевле, ведь ракеты и танки стоят куда дороже простых слов. Тем более информация легко проходит через любые границы. А когда это нелегко, ей помогают их пройти.