ВОЗЬМИТЕ НА РУКИ МЕНЯ

Поделиться
Прикосновение оказывает прямой терапевтический эффект в любом возрасте. Физический контакт между людьми — ключ к решению всех проблем, считают психоаналитики...

Прикосновение оказывает прямой терапевтический эффект в любом возрасте. Физический контакт между людьми — ключ к решению всех проблем, считают психоаналитики. Парадоксальную мысль высказывает известный американский психолог Рэй Картис: «В последнее время появилось так много литературы по уходу за детьми, что в результате позабыты самые простые и важные вещи. Мы вынуждены заново постигать то, что знали еще наши бабушки, — детям необходимо, чтобы к ним прикасались, чтобы их обнимали и лелеяли. Им необходимо чувствовать себя любимыми и заслуживающими внимания».

Лишая своего ребенка родительского тепла в первые месяцы и годы жизни, родители тем самым навсегда закрывают ему путь к жизненному успеху. Дело в том, что приблизительно в три года заканчивается процесс формирования основных связей ребенка с окружающим миром, а после детям из неблагополучных семей безумно сложно (если не невозможно) выработать адекватные связи независимо от того, много ли внимания, заботы и ласки они получат впоследствии. Дефицит ласки в первые месяцы жизни восполнить нельзя. Интенсивная терапия в большинстве случаев так и не помогает.

«Теория прикосновения»

В середине XX столетия психоаналитик Рэне Спитц впервые сформулировал основные принципы так называемой «теории привязанности» во взаимоотношениях детей и взрослых. Наблюдая новорожденных в детских домах и приютах, он заметил, что множество детей, даже при самом безупречном обслуживании медицинского персонала, просто таяли на глазах без материнского прикосновения, и часто исход был плачевным.

В мире не существует универсальных рецептов воспитания ребенка, однако «теория привязанности» в начале 50-х годов стремительно набирает популярность. Необходимо быть бесконечно терпимыми с маленькими детьми, научиться их успокаивать, брать на руки и находиться в контакте с ними как можно больше времени — считают ее приверженцы. Нельзя переключать внимание маленького человечка с себя на другие вещи либо, что еще хуже, использовать успокоительные или снотворные средства как способ отдохнуть от ребенка.

Первый уровень веры

В начальные месяцы жизни ребенок строит свои первые эмоциональные и психологические мосты в окружающий мир. Качество всей будущей жизни ребенка будет зависеть от степени прочности этих мостов. На ранней стадии развития процесс возникновения привязанности происходит следующим образом: проголодавшийся или замочивший пеленки ребенок начинает вскрикивать, плакать, его неудовольствие проявляется в соответствующих движениях рук и ног, и напряжение непрерывно возрастает до того момента, когда взрослые начинают реагировать. Но вот подошла мама, взяла ребенка на руки, он получает грудь или соску, сухое белье. Мама, тихонько напевая, покачивает его на руках. Мать и дитя вместе преодолели этот маленький стресс, они оба чувствуют себя комфортно и уютно.

Ребенок получает важный урок: мир не враждебен, в нем есть тот, кто позаботится о нем, от людей можно ожидать помощи, сочувствия, проявления заботы — все это незаменимые «питательные вещества», необходимые для нормального функционирования психики.

Если же детский плач не услышан или «награжден» криком или шлепком, ребенок начинает «замораживаться», перестает чувствовать боль и выражать свои нужды как физические, так и эмоциональные. У таких детей будут проблемы с установлением связей с другими людьми. Они с детства знают, что в мире нет человека, на которого можно положиться, поэтому не верят людям.

Чувство тыла

Если малыши уже знают, что кто-то позаботится о них, они переходят к постижению следующего, второго, уровня веры: в то, что их могут защитить от зла. Когда ребенок начинает ползать или ходить, взрослые все время наблюдают за ним, чтобы предотвратить возможную травму. Например, если он пытается ухватить колющий или режущий предмет, ему говорят: «Нельзя!», и хорошо, если при этом в доступной форме объяснят, почему нельзя, не забывая погладить его по голове и поцеловать. Даже если в ответ малыш заупрямится или расплачется, одновременно он приобретает знания о том, что рядом есть люди, которые знают, как его предохранить от возможных неприятностей и обеспечить определенную стабильность в отношениях с окружающим миром, и хотят это сделать. Ребенок приобретает ощущение защищенности, тыла.

Осознание внутреннего «я»

Первые два уровня веры (вера в других) ведут к третьему и самому важному — вере в себя. Чувство защищенности, умение не бояться жизни, базирующиеся на знаниях, которые получил ребенок, на тех моральных ориентирах, которые он вынес из детства, подводят формирующееся сознание ребенка к осознанию своего внутреннего «я», вере в правильность принятых решений, а заодно и к выработке способности их принимать, невозможной без уверенности в себе.

Три уровня веры являются основными элементами «теории привязанности» и необходимы для установления правильных связей с окружающим миром. А ведь на взаимоотношениях и связях с другими людьми строится вся дальнейшая жизнь человека: дружба, брак, воспитание детей, взаимоотношения на работе, определяется его место в социальной структуре общества.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме