В какой мере владение огнестрельным оружием, легальное или нелегальное, способствует совершению преступлений, связанных с его применением или угрозой применения? Однозначно ответить трудно. В СНГ отсутствует достаточно широкая статистика, охватывающая все аспекты этой проблемы. В сущности мы можем оперировать тремя показателями: числом владельцев зарегистрированного оружия (и его количеством), числом совершенных преступлений и количеством изъятого оружия.
Как водится, показатели эти несопоставимы с принятыми в мировой статистике. Отсутствует даже оценочная численность владельцев незарегистрированного оружия, не выделены убийства и самоубийства, связанные с применением огнестрельного оружия.
Согласно маркетинговым опросам, 5% мужского населения проявляет интерес к приобретению оружия. Относительно численности населения Европы — 608 миллионов человек — это составляет 17 млн. Для сравнения: сексуальные меньшинства составляют 0,5% населения.
В Украине оружием, преимущественно охотничьим, владеет 1% населения. Всего в разрешительной системе МВД Украины зарегистрировано 800 тысяч единиц гладкоствольного оружия, в том числе ведомственного. Непропорционально высокое относительно площади угодий количество охотников (в Италии до 3% населения) указывает на косвенный путь легального приобретения оружия. Номинально охотничье, оно используется для охраны владений.
Иметь или не иметь?
Швейцарское объединение за свободное владение оружием «PRO TELL» в информационном письме № 29 указывает: согласно результатам выборочного телефонного опроса в ФРГ (старые федеральные земли) 8,9% опрошенных признались, что у них «в хозяйстве» имеется хотя бы одно огнестрельное оружие. В Швейцарии 27% имеют оружие (без учета армейского). Исследования 1993 года называют иную цифру: на руках в ФРГ находится 5 млн. единиц зарегистрированного и 20—30 млн. единиц незарегистрированного огнестрельного оружия (другие данные соответственно 10 и 20 млн.).
Следует учесть, что законы, ограничивающие владение оружием в ФРГ, по своей строгости не уступают отечественным. Так, минимальное наказание за незаконное хранение патронов военного образца — 1 год лишения свободы.
Первым ограничительным законом об оружии в Германии стал закон 1928 г., согласно которому продажа оружия и боеприпасов стала производиться только при наличии у покупателя соответствующего разрешения. Тогда на руках у населения находилось от 1 до 2 млн. ед. незарегистрированного огнестрельного оружия, в основном военного образца. Закон 1972 г. носил явную антитеррористическую направленность.
На 1995 г. в ФРГ насчитывалось уже 10 млн. легального и 20 млн. ед. нелегального оружия (данные полиции). Несмотря на то, что 70% оружия находится в незаконном владении, 97,5% жертв насильственных преступлений и 80% убитых не являются жертвами применения огнестрельного оружия. Употребление огнестрельного оружия при совершении преступлений с 1971 по 1994 г. сократилось с 0,8% до 0,3%. При этом за 25 лет количество оружия в ФРГ возросло. Количество преступлений со стрельбой за тот же период сократилось с 0,5% до 0,1%. Из этого числа 35—40% составляет стрельба, не связанная с насилием (например, по дорожным знакам). Число преступлений, связанных с применением оружия, сократилось на 60%.
В 1993 г. полицией ФРГ изъято 14 тыс. единиц незаконно хранящегося оружия, в 1994 г. — 2905 ед. огнестрельного оружия, из них лишь 140 (4,8%) из легального владения. Только в 20 случаях это оружие применялось при совершении иных преступлений. За тот же период изъято при попытке ввоза 4933 ед. огнестрельного оружия, из них 700 автоматов Калашникова! В Украине за 1995 г. при ввозе было изъято до 2 тысяч ед. нарезного оружия.
Специалисты напрямую увязывают увеличение числа незаконно приобретаемого оружия с ужесточением законов об оружии в странах Западной Европы. Ограничение возможности законного падения провоцирует преступление и преступный бизнес. Стоимость револьвера или пистолета на черном рынке страны колеблется между 500—2000 марок. (В СНГ составляет аналогичную цифру, но уже в долларах.)
В Голландии оружие имеется в 1,9% «хозяйств» — в 14 раз меньше (статистики), чем в Швейцарии. Однако количество убийств — 11,8 на 1 млн. жителей сравнимо с тем же показателем для Швейцарии — 11,7. Посредством огнестрельного оружия в Голландии совершено 2,7 убийства на 1 миллион жителей, в Швейцарии — 4,6. С учетом показателя насыщенности оружием — 7%, или 1/14 от показателя для Швейцарии, частота применения огнестрельного оружия в Голландии выше 59%, почти 2/3. То есть принцип «меньше оружия — меньше преступлений» себя совершенно не оправдывает.
Владение оружием и самоубийства
В Румынии, Венгрии, Японии процент граждан, легально владеющих оружием, сопоставим с показателем для СНГ — около 1% «хозяйств» (45% населения). Тем не менее на 1 миллион жителей Румыния имеет 662 самоубийства (в год), Венгрия — 459, Япония — 211. Для сравнения: Швейцария (27% владения оружием) — 244, Бельгия (16,6%) — 231, ФРГ (8,9%) — 203. В Великобритании, вследствие продолжающегося с 1919 г. законодательного «разоружения» населения, годовое число самоубийств с применением огнестрельного оружия сократилось с 258 (1920 г.) до 193 (1967). Общее число самоубийств возросло с 3759 до 4711.
Однако показатель «число жителей на одно самоубийство» остался практически неизменным: 10078 и 10271. При этом, если в 1931 г. лишь 21 самоубийство было совершено с помощью болеутоляющих или снотворных средств, то в 1960 г. уже 839 (1/6 всех суицидов). Другими словами, было бы желание, а средства к самоубийству найдутся.
Приведенные цифры также указывают более на «традиционно культурную», чем просто на статистическую, взаимосвязь между насыщенностью общества оружием и числом убийств. «Вооруженными» обществами в мире признаны американское, швейцарское, французское, финское, но не норвежское, хотя насыщенность последнего оружием весьма велика. Проблема насилия связывается в массовом сознании только с первым. Но является ли легальное владение оружием причиной, стимулирующей насилие?
В США на 256 млн. жителей приходится 220 млн. ед. огнестрельного оружия, находящегося в законном владении. Относительно числа насильственных преступлений это дает показатель 0,04 преступления в год на один «ствол». Десятилетиями право граждан США на владение оружием систематически ограничивалось. К 1987 г. только в Вермонте можно было носить оружие без специального разрешения.
В Индиане, Мейне, Нью-Гемпшире, Северной и Южной Дакоте и Вашингтоне полиция выдавала разрешение на ношение оружия гражданам, отвечающим ряду стандартных требований относительно «законопослушности». В Алабаме и Коннектикуте этот вопрос решался по усмотрению властей, которые, однако, были при этом настроены доброжелательно. В остальных штатах право на ношение оружия осуществлялось «с трудом» или таковое было вообще запрещено. Последние вопросы не являются риторическими. В отличие от нас, американцы серьезно относятся к своей конституции.
В 1987 г. в ответ на захлестывающую штат волну преступности власти Флориды приняли законодательный акт, согласно которому каждый несудимый гражданин получал право на скрытое ношение оружия без всякой дополнительной потребности (например, перевозка денег). Вскоре в целом число убийств упало на 22%, а с применением огнестрельного оружия — на 29%. При этом за тот же период по стране эти показатели возросли на 15% и 50%. До 1995 г. во Флориде было выдано 295220 разрешений на ношение оружия, из них только 48 (0,16%) были отобраны назад.
В 1995 г. в 28 штатах США с населением 115 млн. чел. (45% общего числа населения) вводятся сравнимые законы. Во Флориде и Айдахо с 1995 г. сокращены бюрократические процедуры и сумма оплаты за разрешение. С 1986 г. до 1996 г. число штатов, где разрешено скрытое ношение оружия выросло с 9 до 31.
Статистика ФБР показывает, что в штатах, либерализовавших ношение оружия, преступность сократилась на 22% (убийства — на 31%, разбойные нападения на 36%, нанесение тяжких телесных повреждений — на 14%) по сравнению со штатами, где ношение оружия строго ограничено. Кроме того, в «либеральных» штатах число преступлений с применением оружия упало на 29% (убийств, совершенных огнестрельным оружием, на 38%, кобурным оружием — на 41%), разбойных нападений — на 38%, телесных повреждений — на 19% по сравнению со штатами, где ношение оружия фактически запрещено. Исследования Чикагского университета, основанные на статистике ФБР 1972 — 1992 гг., показывают, что в 3054 округах, где разрешено скрытое ношение оружия, снизилось число убийств на 8,5%, изнасилований — на 5%, нападений — на 7%.
Причина очевидна: преступники всегда предпочитают беззащитных жертв. Чем меньше вероятность встретить отпор, тем охотнее применяют оружие. В Вирджинии, на родине американской демократии, с 1995 г. вступил в силу закон, по которому каждый гражданин старше 21 года, не судимый (кроме мелких правонарушений вроде превышения скорости), не алкоголик, не наркоман, психически здоровый не имеет препятствий для получения разрешения на ношение оружия. Срок выдачи разрешения 45 дней, с 1096 г. — 90 дней. Срок его действия — два года. Все кандидаты обязаны пройти курс владения оружием. Стоимость лицензии — $50. Ношение оружия запрещается в местах, где продают алкоголь на разлив, и там, где это запрещают законы штата и страны.
Относительно США существует еще одно объяснение либерализации права на ношение оружия. Сужение оружейного рынка в 80-е годы вызвало кризис в этой отрасли. Пошатнулись позиции таких гигантов, как «Кольт» и «Смит-Вессон». Возвращение на рынок оружия американского производства и возрождение «американских» калибров (.38 Spl .45 АСР) последовало за решением администрации Клинтона о дальнейшем прямом и косвенном (уменьшение емкости магазина до десяти патронов) сокращении импорта.
Результаты решения (как бы там ни обстояли дела с его ратификацией), были заметны уже на Shot Schow 1995 г. в Далласе. Револьвер Colt .38 SF VI, представитель нового поколения оружия известной фирмы, отвечает новой концепции карманного оружия «не только носить, но и стрелять». Последняя связана с обвалом всяческих малогабаритных крупнокалиберных пистолетов, исполняющих на современном рынке ту же роль, что и дешевые браунинги испанского производства в начале века.
Либерализация в области владения огнестрельным оружием в США (а также и конкуренция с «автоматами-убийцами» из Китая) зашла так далеко, что Пентагон принял беспрецедентное решение о «раздаче» 373 тысяч списанных винтовок «Гаранд» Ml лицам, прошедшим воскресные курсы стрелковой («снайперской») подготовки. В этом еще один феномен «двойных стандартов». Почему человек, стреляющий на 100 метров из винтовки военного образца национального производства в тех же США или Швейцарии — кандидат в защитники отечества, но стреляющий из АКМ на 50 метров — уже кандидат в серийные убийцы?
Решение законодателей Вирджинии вполне разумно и в том смысле, что, если общество не в состоянии защитить личность, оно обязано предоставить ей право самостоятельно защищать себя. Не секрет, что правоохранительные органы в СНГ не пользуются доверием населения. Они все еще исполняют функцию репрессивного инструмента властей. Поэтому ожидать какой-либо «либерализации» от лица МВД и его разрешительной системы не приходится. Это — обязанность законодательной власти. Нужны политические решения.
Старая милицейская песня о том, что нашим людям «только дай волю и они перестреляют друг друга» — совершенно безосновательна. «Воля», по крайней мере в Украине, уже дана: всевозможные (даже бывшие партийные) «бонзы» и государственные «могикане» (которые «могут») и «деловары» (которые «дела варят») имеют на различных, не вполне ясных, основаниях разрешения на ношение «боевого» (кобурного) оружия. На этом пути МВД Украины только продолжает советскую практику «наградного» оружия. Теперь к нему добавилось оружие, «связанное с перевозкой материальных ценностей».
Если мы строим капитализм, надлежит, по крайней мере, пресечь практику торговли привилегиями. Право на владение оружием не должно облагаться и чрезмерными финансовыми поборами (в Украине те же 50 долларов США, в которые обходится разрешение, составляют половину среднемесячной зарплаты). Покупают не право, покупают оружие. В этом вся прелесть «равных возможностей». Как говаривали еще в советское время инспектора разрешательной системы, отказывая охотникам в выдаче разрешений на приобретение оружия, «охотиться мы вам не запрещаем».