В конце прошлого века в библиотеку Кембриджского университета поступили древнееврейские рукописи, хранившиеся в генизе (хранилище) синагоги египетского города Фустат-Миср. В 1962 г. среди множества манускриптов профессором Омельяном Прицаком был обнаружен тот, который впоследствии получил название «Киевское письмо». Документ, датируемый первой половиной X в., представляет собой обращение еврейской общины Киева к общинам других стран с просьбой о помощи некому Яакову-бар-Хануке, попавшему в долговую тюрьму по не зависящим от него обстоятельствам.
Излишне говорить, что указанное письмо вызвало большой интерес историков, ибо уже сам факт его существования заставляет по-новому взглянуть на историю и самого Киева, и государства Киевская Русь. Мы обратимся не к самому письму (интересующиеся могут прочитать книгу Нормана Голба и Омельяна Прицака «Хазарско-еврейские документы Х в.»), но лишь к одному из многочисленных к нему комментариев:
«В Х в. Киев состоял из трёх чётко разделённых географических компонентов: Гора (холм Кия), Копырев конец и Подол... Древнерусское слово «конец»… обозначало самоуправляющуюся этническую общину... В Киеве первоначально этническая община называлась Копыр (Коpur). Это наименование неславянского происхождения… никто не пытался расшифровать его этимологию... «Копыр» происходит от слова «Капыр» — ранней версии наименования Кавар (Кабар), Кабыр... Эта этимология подтверждает тот факт, что внутренний город Киева первоначально был заселен хазарскими каварами (капырами)... Копырев конец имел в ХII в. двое ворот. Подольские ворота связывали его с Подолом, коммерческо-промышленным пригородом. «Жидовские» (Еврейские) ворота связывали «город Ярослава» (княжеский Киев после 1036 г.), выросший из старой цитадели с Копыревым концом. Западный и южный районы богатого Копырева конца всё ещё назывались Жидове (Жиды, или Евреи) в ХI— ХII вв. Это наименование ясно указывает, что киевские кавары (копыры) исповедовали иудаизм. Тем самым подтверждается связь коваров с Киевом и иудаизмом.
В 945 г. варяжские члены дружины Игоря, христиане, подтвердили договор с Византийской империей в соборной церкви св. Ильи, расположенной где-то в торговом предместье Киева на Подоле. Согласно «Повести временных лет» эта церковь была расположена «Над ручьём (Почайна) в окрестности (конце) Пасынчей беседы и (района) Козаре. Использование политонима Козаре не нуждается в объяснении». Таково мнение О. Прицака.
Однако в сочетании «Копырев конец» — «Жидовские (Еврейские) ворота» налицо определённое противоречие: почему ворота, ведущие на территорию, где проживали кавары, назывались Еврейскими? О. Прицак разрешает это противоречие, указав, что под словом «еврейские» следует понимать форму вероисповедания, а не этноним, то есть кавары (копыри) исповедовали иудаизм — отсюда и имя ворот. Но как быть с хазарами, проживавшими в другом «конце» Киева — они, как известно, также исповедовали иудаизм. И если ковары и хазары — два племени одного и того же народа, то почему они противопоставлены друг другу?
Из приведенного отрывка следует, что своё имя Копырев конец получил от слова «копыр», каковое явилось следствием ряда фонетических преобразований: кабыр—кабар—кавар—капыр и наконец — копыр. То есть на Копыревом конце древнего Киева проживали ковары, которые исповедовали иудаизм — отсюда «жидовские ворота».
В то же время, если наложить летописное сообщение о Копыревом конце и Жидовских воротах и о проживавших в Киеве хазарах на факт существования в Киеве уже в первой половине Х в. крупной еврейской общины, что следует из самого обстоятельства существования «Киевского письма», то все выявленные противоречия получат объяснения. Но прежде сделаем небольшое уточнение, касающееся причин образования городов в древности. Таких причин достаточно много, но всё-таки главные из них — две.
1. Город возникал как княжеский домен, то есть как резиденция князя, вокруг которой селились дружина, прислуга и т. п.
2. Город возникал и как торговый центр на пересечении караванных путей: вначале обустраивались места стоянок, складские помещения, пристани; сюда стекались представители разных профессий: плотники, кузнецы, корабельщики и прочие, которые селились здесь, и для них разрастающийся город был главным источником существования.
Киев — классический пример второго варианта, поскольку был основан в первых веках нашей эры именно как один из опорных пунктов в торговле между Западной Европой и Китаем. Но известно, что городу Киеву предшествовала крепость, называвшаяся Самбат, и этот топоним тот же О. Прицак расшифровывает как «субботний рынок», увидев (что убедительно) в слове «Самбат» ивритское «шабат». Поэтому логично предположить, что если в названии крепости ивритский корень, то и названия отдельных частей города также могли иметь в своей этимологической основе ивритские слова.
Со временем торговая база превращается в крупнейший торговый город, и точно так же, как центром княжеского города являлся княжеский дворец или замок и прилегающая к нему площадь, — центром торгового города становился таможенный пункт и торговая площадь. Так вот, на иврите — языке одних из основателей Киева, «копар», т.е. выкуп, пеня, вира, — наименование древнейшей расположенной на территории Киева таможни, хозяевами которой были еврейские купцы-раданиты. И сразу же становится понятно, почему ведущие к таможне (копару) ворота назывались Еврейскими. Здесь «еврейские» — как раз этноним, указывающий на национальность тех, кто за упомянутыми воротами проживал.
Все же остальные представители Хазарского каганата (гражданами которого юридически были и еврейские купцы) обитали на другом «конце» Киева, который летописец назвал Козаре.