Человек веселый, ироничный, он не прочь при знакомстве разыграть дам, если те допытываются, чем он занимается.
— Я? Закрытый ученый. В области… тсс... космоса.
— Ну да! Нам говорили — вы писатель, кинодраматург.
— Да у меня и справка есть!
И с загадочной миной на лице кладет на стол красивое, с золотым тиснением кожаное удостоверение. А там черным по белому напечатано: имярек награжден медалью имени Ю. Кондратюка «за большой личный вклад в освоение космического пространства». Вот так, не больше и не меньше.
Не будем томить читателя. Конечно же, формулировка в документе стандартная. Национальное космическое агентство и Федерация космонавтики Украины в 1999 г. отметили Игоря Малишевского почетной наградой в составе киногруппы — за создание документально-публицистического фильма «Под чужим именем» о трагической судьбе одного из пионеров космонавтики, автора лунной трассы Юрия Кондратюка (на самом деле полтавчанина Александра Шаргея). О ней, кстати, юбиляр поведал читателям «Зеркала недели» в очерке под тем же названием (№7 за 2002 г.).
Первая его муза — журналистика, где Игорь Юрьевич с успехом трудится уже более полувека. Коренной киевлянин, пришел туда по отцовской дороге. Ведь Юрий Станиславович Малишевский всю жизнь проработал в редакциях газет и журналов, а фронт от звонка до звонка прошел фронтовым газетчиком.
Эта дорога привела старшего сына на факультет журналистики Киевского университета. Печататься он начал еще студентом. А позже сюда же поступит младший, послевоенный — Александр. Оба брата, кстати, стали заслуженными журналистами Украины. В газете «Урядовий кур’єр» дышат нынче редакционным воздухом и два внука Юрия Станиславовича. Такая вот получилась династическая компания по-киевски.
По знаку Зодиака И.Малишевский — Козерог. Может быть, поэтому в его трудовой книжке за полвека всего две записи. Первые три года после университета — Украинское радио, иновещание, а с 1962-го и поныне — редакция центрального писательского журнала страны «Вітчизна». Там он начал заведующим отделом очерка, много лет проработал ответственным секретарем, а последние полтора десятка лет — заместитель главного редактора. И — сотни и сотни публикаций разных жанров: от очерков и рецензий до романов.
Теперь он известный киевский писатель и кинодраматург. Его перу принадлежат 12 изданных книг, а еще четыре — в ящиках письменного стола ждут своего часа. Роман «Міст через три життя» об удивительном техническом искусстве Старого Мостовика — прославленного академика Евгения Оскаровича Патона — выдержала три издания в Киеве и Москве суммарным тиражом, о котором сегодня можно только мечтать, — в четверть миллиона экземпляров, и экранизован на киностудии имени А. Довженко в двухсерийном художественном телефильме. Роман «Контрудар» о генерале армии Н.Ф. Ватутине на той же студии также превращен в художественный фильм. После республиканской премьеры, когда его показали одновременно во всех городах Украины, ленту просмотрело около семи миллионов зрителей. Согласитесь: цифра теперь фантастическая, недостижимая…
Немало И. Малишевский поработал и в жанре документальной повести: «Рассказы о Патоне» (продолжение темы: здесь Е.Патон — сварщик, создатель знаменитого института), «На Енському танковому заводі», «Найсмачніший хліб мого життя» (о студотрядовской молодости автора на целине), «Володимир Шевченко. Від Кулунди до Чорнобиля» — о друге по творчеству кинорежиссере, получившему смертельную дозу радиации на съемках на ЧАЭС, повесть с заковыристым названием «Виковиряні, або Дитинство в евакуації»... Последняя, о собственном детстве во время войны, открыла новую страницу в многогранном творчестве прозаика. Сам он называет ее иронической мемуарной прозой. Писатель остается в ней верным избранным давным-давно принципам документализма, герои его — реальные люди, под своими собственными именами. Только на этот раз это его родные и близкие, друзья, коллеги по журналистике, кинематографу, литературе.
В условиях коллапса украинского книгоиздания, когда невозможно выпустить книгу без, пардон, денежного мешка (а привлекать спонсоров писатель, увы, не умеет), эти сочные, пронизанные юмором работы он публикует в литературной периодике — журналах «Вітчизна», «Київ». Собственно, набралось уже на целую книжку, но существует она пока лишь в электронном виде — в домашнем компьютере автора. И одному Богу известно, когда в нормальном, бумажном варианте, с переплетом и пр. ее смогут прочесть — и смогут ли — читатели…
Кроме «Виковиряних» (так в Казахстане произносили в быту слово «эвакуированные»), есть там повесть-воспоминание «Ювілейний мезозой». В ней по памяти воспроизведены события литературной жизни за четыре десятилетия работы автора в писательском журнале, начертаны моментальные профили многих писателей прошлых лет, включая живых тогда классиков.
Яркими красками моря и гор Кавказа, пряными запахами грузинской кухни, темпераментом кавказских друзей автора наполнен большой цикл «Полдюжины грузинских рассказов плюс один». Ткань его сплетена из впечатлений от трех десятков путешествий писателя по гористым дорогам грузинской земли. Один из рассказов — «Как я не стал грузином», напечатанный, к слову, в «ЗН», уже переведен на грузинский, опубликован в Тбилиси в литературном журнале «Рица». Это, так сказать, реальный творческий взнос автора в только что закончившийся Год Грузии в Украине.
Веселыми студенческими приключениями на военной кафедре, в лагерях, на дивизионных учениях потешит читателя цикл мемуарных рассказов «Спецкафедра, або Сценки з армійського життя». Совсем иными, исполненными сарказма настроениями пронизан памфлет о цензуре — «Монолог над могилою Головліту», также впервые опубликованный в «ЗН» (№5 за 2000 год).
Третья же муза сегодняшнего юбиляра уже много лет — кинематограф. По его сценариям на разных студиях Украины создано более шести десятков фильмов. Большинство из них кинодокументалистика. Среди наиболее известных — полуторачасовая эпопея об освобождении Украины от гитлеровцев «Огненный путь». В свое время ее показывали в ООН. «Чернобыль. Хроника трудных недель» получил десять Гран-при международных фестивалей и приобретен на кинорынках 135 странами мира. На Международном кинофестивале в Кракове литературную основу документальной короткометражки «Восемь тактов забытой музыки» об оркестре из узников Яновского фашистского концлагеря во Львове жюри сочло лучшим сценарием и наградило автора призом «Бронзовый дракон». Полнометражный фильм по его сценарию «Україна — земля незалежна» произведен за океаном, в Лос-Анджелесе, на студии FFI. Его приобрели Библиотека Конгресса США и Всемирное географическое общество.
Последние несколько лет в содружестве с режиссером народным артистом Украины Борисом Савченко он осуществляет (совместно с Национальным космическим агентством Украины) крупный проект — документально-публицистический сериал «Космос в лицах». Уже созданы фильмы-портреты «Под чужим именем» о Ю.Кондратюке, «Звездный капитан» о главном конструкторе систем управления ракет, харьковчанине академике В.Сергееве, «Тот самый Макаров» о легендарном директоре «Южмаша».
Музе кино И.Малишевский верен до сих пор. Вот результаты его стараний только в минувшем недавно, его предъюбилейном году. Написан яркий авторский текст к трехсерийному фильму о расстрелянном Возрождении «Червоний Ренессанс» (премьера состоялась на канале «1+1» в День Независимости). К 80-летию прославленного Института биохимии имени А.Палладина создан фильм «Шифры жизни». А в самом конце года в Доме кино в присутствии цвета украинского ракетостроения состоялась премьера пятого фильма сериала «Космос в лицах» — двухсерийного «Михайло Янгель. Доля». В нем средствами кино выпукло выписан психологический портрет Главного конструктора, дважды академика: это его умом и волей создан ракетно-ядерный щит времен холодной войны, а заодно и украинская ракетная школа. Немалый творческий урожай для одного года, не правда ли? Особенно если учесть солидный возраст «жнеца»…
Когда на жизненном спидометре выскакивает столь внушительная цифра, казалось бы, естественно притормозить и передохнуть. Ан нет. Вот-вот наш нынешний именинник, лауреат Национальной премии Украины имени Т.Шевченко, начнет штурмовать новую трехсерийную документальную ленту. О чем? Не будем разглашать творческие секреты. Подождем премьеры.