Весна. Крестьяне, торжествуя, выводят железных коней вспахать первую борозду на оттаявшей земле. Город медленно, но верно оживая от зимней спячки, тянет куда-то за свои железобетонные оковы, как ни странно, поближе к той же земле. Просыпающаяся автомобильная жизнь столицы, поддаваясь всеобщему вселенскому желанию в прямом смысле поковыряться в плодородной почве, свернула с как всегда уничтоженного за зиму асфальтового покрытия в овраги и грязь своих предместий.
Кто иной, как не джиперы, должны были открыть сезон крупных спортивных событий в Киеве. 7 марта за окружной дорогой в районе поворота на Вишневый состоялось соревнование полноприводных автомобилей «Ралли-джип-спринт-99». Собственно, это были ставшие традиционными в странах СНГ покатушки людей, живущих по принципу 4х4. Если судить буквально, то данное соревнование более точно имеет отношение к автокроссу. Элемент ралли, пожалуй, заключался в обязательном присутствии штурманов, но на круге в 560 метров их участие скорее было больше философским, чем рациональным.
Нельзя не признать, что Киев несколько отстает по уровню развития подобных соревнований, например, от Москвы или Питера. Но ветер выбора стиля жизни, а значит, и уровня профессионализма подобных зрелищ с каждым годом неуклонно возрастает. 20 экипажей, которые заплатили вступительный взнос, по выражению одного из организаторов, сознательно насиловали свои дорогостоящие автомобили за свои же собственные деньги. Нормальному прагматичному человеку смысл этого не понять. Гораздо лучше это увидеть, а еще лучше - почувствовать на собственной шкуре.
Из первой двадцатки отбором лучших по времени выбрали всего 8 экипажей. Не прошли первичный отбор четверть экипажей. Закон невезения подвел многих именитых джиперов, среди которых были и профессиональные спортсмены, и профессионалы полноприводного стиля жизни, в том числе один из активистов - главный редактор журнала «4х4». Далее соревнование проходило по олимпийской системе - восьмерка удачливых разбилась по парам для параллельных заездов. Соответственно оставшаяся четверка по тому же принципу определила финалистов. Состав участников был разным - от таких раритетов, как открытый всем ветрам ГАЗ-67, до супернавороченных современных заокеанских внедорожных «проходимцев». Но удивительное дело: двойка финалистов состояла из двух постсоветских машин - УАЗа и «Нивы». Все грозные фирменные монстры от Range Rover до Land Cruiser остались далеко позади. Правда, русские «проходимцы» тоже были вовсе не простыми. «Нива» была оттюнингована так, что узнавалась лишь при очень пристальном взгляде. УАЗик же лишь внешне смахивал на орудие труда советских агрономов. Объем двигателя точно вообще никто не знает, но не меньше 3500 куб.см. Этот форсированный монстр «кушает» только 98-й бензин и почти 30 литров на сотню километров. Сей супер-«козлик» - боевая спортивная машина трехкратного чемпиона СССР по автокроссу мастера спорта Леонида Акименко. Выступая за команду «ЦСКА ВСУ-Радио Лидер», экипаж Л. Акименко - В. Новак и стал законным победителем соревнования «Ралли-джип-спринт-99». В качестве главного приза он получил недельную путевку в Тунис.
Команда «ЦСКА-Лидер» выступала тремя экипажами на двух машинах. Пилотами были такие именитые спортсмены, как мастер спорта Валерий Дзюбенко и чемпион Украины по автокроссу уже 99-го года Павел Гонтовой. В роли штурмана получал свою порцию адреналина автор статьи.
Однако спорт - это доля везения, а порой и принцип лотереи. Лишь один экипаж команды выбился в финал, но и он свое дело сделал, став чемпионом соревнований. Команда всегда лучше спортсменов-одиночек. Кто еще, как не товарищ по команде, сошедший раньше с дистанции, может снять со своей машины деталь в поддержку будущему финалисту! Дух джентльменства всегда витал в воздухе настоящих испытаний, настоящих мужчин.
Кстати, среди 20 участников была и одна стройная девушка, управлявшая огромным Land Cruiser. Правда, весьма лихо начав круг, представительница прекрасного пола после препятствия «качели» слегка перестаралась и перевернулась с тяжелой машиной в овраг к ближайшему озеру. Смелая девушка осталась невредимой, машина также по счастливой случайности после такого сальто серьезно не пострадала. По версии комментатора, пилоту помешал кто-то из многочисленных зрителей. Однако если даже это так, то это вряд ли делает честь организаторам.
Достаточно высокоорганизованное предприятие имело, увы, ряд профессиональных минусов. Во-первых, «скорой помощи» не было, своя «санитарка» была лишь случайно у команды «ЦСКА-Лидер». Во-вторых, милиция, помогавшая организовывать порядок и безопасность, появилась лишь в средине мероприятия, да и забота о зрителях порой ограничивалась не всегда корректными воплями ведущего. Если же закрыть на это глаза, то в целом соревнование обошлось без эксцессов и для уровня киевских мероприятий было неплохо организовано. В естественные паузы, объективно вызванные застрявшими участниками, народ развлекал непонятно откуда взявшийся супермонстр Hummer.
Самое же главное, что праздник состоялся абсолютно для всех и действительно по большому счету. Киев вылез из берлоги и тут же полез месить грязь бездорожья. Кто попробовал вкус победы, горечь невезения, азарт от игры, кто почувствовал прилив адреналина, когда мимо в вираже, сквозь грязь, болото и глину, гребя всеми четырьмя ведущими, проносится вездеход, кто внутри, глотая пыль, сквозь песок на зубах вспоминал песенку «там, где пехота не пройдет», тот поймет разницу между грязью бездорожья и толстым слоем пыли суеты обыденной жизни.