На прошлой неделе Верховная Рада единогласно приняла новый Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме». Что его принятие дает туристам, туроператорам и турфирмам, инвесторам и государству в целом?
На эту тему рассуждает глава государственной турадминистрации Валерий Цыбух.
— Валерий Иванович, как вы считаете, ради чего этот закон принимался?
— Главное — закон будет способствовать приближению Украины к Европе и реструктуризации рынка туристических услуг. Поскольку в нем учтены практически все пожелания, высказанные в директивах ЕС, рекомендациях Всемирной торговой организации и Всемирной туристической организации, а также почти вся та проблематика, которая накопилась в нашем законодательстве. Закон дает возможность прогнозировать деятельность отрасли, четко понимать, кто чем занимается, а значит, кто за что отвечает. А еще позволяет отделить туризм от всякой «шелухи», которая с ним никак не связана.
— Чем не устраивал закон о туризме образца 1995 года?
— Жизнь стремительно развивалась, принимались законы, которые так или иначе, пусть опосредованно, однако влияли на развитие туристической отрасли. Да и сами украинские турфирмы постоянно контактировали с зарубежными партнерами и просто вынуждены были быстро выучиться и придерживаться мировых стандартов. А когда они стали работать в соответствии с потребностями и правилами международного рынка, отставание в этом плане наших законов стало их тормозить.
Мы шаг за шагом способствовали позитивным изменениям. В 1997 году Украина стала членом Всемирной туристической организации. На то, чтобы отменить гостиничный сбор, потребовалось семь лет, потом еще несколько лет — на то, чтобы убедить соответствующие структуры в целесообразности хотя бы частичного безвизового въезда в Украину. И в прошлом году открыли консульские пункты в Симферополе и Одессе. Результат не заставил долго ждать: по данным Министерства курортов и туризма Республики Крым, иностранцев в этом году только в самой посещаемой зоне Большая Ялта стало на тридцать процентов больше. Турадминистрация буквально «выбегала» постановление Кабмина, согласно которому украинские граждане и иностранцы уравнены в правах при пользовании всей сервисной инфраструктурой — от платы за гостиницу до услуг таксиста и стоимости билетов в музеи, на выставки и прочие культурно-массовые мероприятия. При поддержке Министерства внутренних дел ликвидирована такая нелепица, как регистрация иностранцев в ОВИРе. Еще два с половиной года ушло на принятие поправок к закону о туризме. Над ним работали комитет Верховной Рады по молодежной политике, спорту и туризму и рабочая группа по подготовке законопроекта, в которую входили депутаты, представители турфирм, Гостурадминистрации и общественных организаций. В прошлом и нынешнем году проводили кампанию в СМИ «відпочинь в Україні», в ходе которой постарались максимально рассказать о туристических возможностях Украины. Все это способствует активизации бизнеса.
Принятие закона стало возможным, поскольку, с одной стороны, созрело общественное мнение, с другой — руководство страны нас понимает и дает возможность задуманное реализовать. Очень важно внимание к этой отрасли Президента Украины. Леонид Данилович неоднократно подчеркивал значимость развития туризма. В частности то, что он реально способствует укреплению имиджа Украины и что в туризм надо вкладывать средства, если мы хотим получить отдачу.
— Какие радикальные изменения внесены в закон?
— Закон четко определил, что в туризме существуют специфические субъекты хозяйствования, которых нет больше ни в одной отрасли: такие как туроператоры и турагенты. До этого законодательно они обозначены не были. Очень важно и то, что закон урегулировал предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг по проживанию и питанию.
Туроператоры и турфирмы, являясь посредниками, берут на себя риски по обслуживанию туристов, за их же (туристов) деньги. Учитывая это, государство предложило на законодательном уровне механизм, при котором турист, пользуясь услугами этих посредников, получает защиту от всевозможных рисков.
Наконец, у нас в стране появились правовые нормы, при которых гражданина не будут мучить вопросы, хорошая ли фирма, обманет или нет. Если фирма имеет лицензию, значит, она от имени государства получила право заниматься туристической деятельностью и в случае ее недобросовестности государство своего гражданина защитит.
— Но у нас есть Гражданский кодекс, там четко расписано, кто за что отвечает.
— Действительно, большое сопротивление закон вызвал именно с точки зрения трактования правовых норм. Но вся специфика туристических компаний и состоит в том, что они — посредники. А значит, структуры очень мобильные. Сколько случаев было: арендовал офис, аппаратуру из дому притащил, красивую вывеску на дверь повесил, печать фальшивую изготовил, бланки липовые, уставный капитал — ноль. Собрал с клиентов деньги, с квартиры съехал — и поминай, как звали. Это один вариант. В ходу и другой. Когда компания, которая действительно получила государственную лицензию, имеет постоянное местонахождение, реальные печати, — берет с вас деньги, но договоренности не выполняет. Вы обращаетесь в суд — а фирма оказывается банкротом… И никакой защиты прав потребителя.
— Как потребитель защищен теперь?
— Предложенный механизм защиты предусматривает 20 тысяч евро банковской гарантии на случай банкротства для фирм, которые работают на въезд и на выезд, и 10 тысяч для тех, кто работает только на въезд.
— Не слишком ли велика сумма?
— Это самый что ни на есть компромиссный минимум. При его расчете группа народных депутатов, которая законопроект отрабатывала, руководствовалась директивами ЕС и спецификой развития туризма в Украине. Специфика эта заключается в более низком уровне жизни населения. Что и было учтено. В той же Европе требования к субъектам хозяйствования — от 100 тысяч евро и выше. И рассчитывается она от объема реализуемых услуг. Там, где риски — просто колоссальные. Например, группа компаний «ТУИ», годовой оборот 7 млрд. евро. Компания обслуживает более семи миллионов человек в год. Представляете, какие она должна обеспечить риски на случай, если с ней что-то вдруг случится. В нашей стране ни одна фирма таких оборотов не имеет, поэтому и финансовая гарантия — минимальная. Двадцать тысяч — это сумма, полностью перекрывающая расходы на один среднестатистический чартер.
Кстати, около ста ныне действующих украинских туркомпаний являются членами ИАТА — Международной ассоциации авиаперевозчиков и авиагентов. Каждый, кто становится членом ИАТА, обеспечивает этой организации 25 тысяч долларов банковских гарантий. И ни у кого это бурных эмоций и критики не вызывает.
— Что, на ваш взгляд, повлечет за собой принятие этого закона?
— В первую очередь, профессионализацию туристической отрасли. Мы рассчитываем, что получать лицензию теперь будут только те, кто действительно занимается туризмом всерьез. Ведь сегодня из 5 700 зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности отчитываются только 3 800. Остальные же получали лицензию на всякий случай, вписывая туристические услуги одним из пунктов своего возможного бизнеса. Например, был случай, когда за лицензией на право заниматься туристической деятельностью к нам обратилось довольно известное в Киеве похоронное бюро! Безусловно, отомрут и фирмы-однодневки, и те, которые предоставляют «липовую» отчетность за 100 гривен, при том что работающих — десять человек.
20 тысяч евро банковских гарантий станет своеобразным ситом, которое отсеет все лишнее. По нашим подсчетам, в результате отбора на рынке останется 40% ныне действующих в этой отрасли субъектов хозяйствования, которые поделятся на две части: операторы, их будет немного (100—200), и агенты — все остальные. Эти организации будут у всех на виду, что позволит, наконец, справиться с такими актуальными для нашего рынка проблемами, как подпольная эмиграция и незаконная торговля визами.
— Что дает принятие нового закона о туризме инвесторам?
— Для инвесторов это импульс, сигнал о том, что в развитии туризма, наконец, появилась логика, в том числе и законодательная. В законе все прописано, на него можно ссылаться, его нормами можно оперировать. Он устанавливает четкую структуру отрасли, приоритеты и направления. Ведь до сегодняшнего дня невозможно было даже определить статус хозяйственной операции, совершаемой туркомпаниями и другими субъектами хозяйствования. А не определив статус операции, под нее невозможно подвести экономический базис. Значит, непонятно, по какому принципу она налогооблагается. Теперь же, опираясь на закон, все эти операции можно уложить в ту или иную законодательную схему. И четко просчитать последствия.
— А что касается льгот?
— При создании туристической инфраструктуры льготы просто необходимы. Но создание условий для привлечения инвесторов — общегосударственная задача, напрямую зависящая от стабильной ситуации в государстве. Необходим государственный механизм привлечения инвесторов. Это долгосрочные кредиты, льготное налогообложение, возврат НДС, освобождение от налога на землю, на добавленную стоимость и многое другое. При этом мы говорим о льготах вплоть до начала эксплуатации объекта. Уже сейчас, выполняя указ Президента, подготовили свои предложения относительно реконструкции туристической сферы. Одна из самых принципиальных позиций — это то, что для действующих гостиниц 50% средств, идущих на реконструкцию, должны относиться на себестоимость. Ведь чем дороже схема обновления гостиниц, тем дороже будет и гостиничный номер.
Что же касается туроператоров и турфирм — по моему мнению, туризм вообще не должен быть сферой с колоссальным количеством льгот. Единственное, что необходимо для успешного развития этого вида бизнеса, — это закрепленные законодательно, четко оформленные правила игры и гарантии государства в том, что эти правила не поменяются в процессе игры ни при каких обстоятельствах.
— Почему в Украине целесообразно существование туристической администрации именно как отдельной структуры?
— Туристическая отрасль сегодня формируется и развивается. А значит, требует к себе повышенного внимания. Например, в составе министерства экономики — огромной тяжеловесной структуры — туристическое направление просто потеряется.
Далее, у нас традиции независимости — всего 12 лет, а у Европы — века. Но по роду своей деятельности мы ежедневно контактируем с Европой и вынуждены «догонять» ее, использовать ее опыт, учиться, проходя за десять лет то, что Европа проходила за 50. Такое стремительное развитие необходимо профессионально контролировать и направлять. Четыре года назад уже была практика подобного совмещения. Создали Комитет по делам молодежи, спорта и туризма. В результате главное внимание уделялось молодежи политической, потом — спорту, а туризм все время откладывали на завтра.
Но туризм — специфическая отрасль, которая не подчиняется политической конъюнктуре. Ведь если страна обладает позитивным имиджем, люди в нее едут. Если нет — значит, нет.
— Что говорит об этом мировая практика?
— В большинстве стран мира есть министерства по туризму. И только в некоторых туризм находится в ведении министерства экономики. Хорошо развитые страны могут себе это позволить.
Каждая страна решает этот вопрос в зависимости от внутренней специфики развития, от того, какие функции государство возлагает на отрасль. Существует министерство туризма и культуры, туризма и транспорта. Например, в Турции туризмом ведает министерство культуры, причем определяющим в этом объединении является туризм. Рассуждали так: человек сначала приезжает в страну как турист, а потом уже потребляет культурные блага. За это все он платит, а значит, растет экономический потенциал страны.
— Вы говорили, что за десять лет туризм в Украине станет одной из самых прибыльных отраслей экономики. Не слишком ли оптимистичный прогноз?
— Отнюдь. Мировая тенденция говорит о том, что туризм по прибыли выходит на первое место в экономике мира, опережая даже нефтеперерабатывающую промышленность и автомобилестроение. С каждым годом путешествующих все больше. Европа, имеющая прозрачные границы, дает сегодня 66% мирового рынка туризма, как въездного, так и выездного. Одна только Германия — 80 млн. человек в год. После известных событий 11 сентября для многих путешествия на самолетах представляют неразрешимую психологическую проблему. А значит, очень далеко они не уедут. И предпочитают открывать для себя новые страны, которые рядом. Украина — в центре Европы, и для большинства европейцев — это страна неизведанных туристических возможностей. Чего стоит один только Крым или те же Карпаты.
На нашей территории происходило колоссальное количество исторических событий, которые так или иначе были связаны с жизнью Европы и оставили в Украине свой след. Например, в Херсонской области есть село, где живут шведы и до сих пор говорят на шведском, правда, с украинским акцентом. В Крыму есть села, населенные эстонцами. Их посещал президент Эстонии во время своего визита в Украину. А под Харьковом вообще нашли захоронения японских солдат времен Первой мировой войны! А та же Крымская война, в которой погибло колоссальное количество англичан, французов и других европейцев!
С каждым годом Украину посещает все больше иностранцев. По статистическим данным, каждый европеец в среднем ежедневно тратит во время пребывания в Украине около 500 долларов. А согласно данным Нацбанка, по динамике платежного баланса за 2002 год по одной только позиции «путешествия» ввезено в страну 788 млн. долларов, вывезено — 657. Позитивное сальдо — 131 млн. долларов! Получается — ввозят все-таки больше. Если прибавить к этому наличие соответствующей инфраструктуры, стабильности государства и определенных льгот инвесторам, суммы возрастут во много раз.
— Недавно глава ВТО Франческо Франджиалли пригласил вас войти в совет этой организации. Что дает Украине статус члена ВТО?
— Возможность быть в курсе последних мировых тенденций, событий и при планировании работы в своей стране учитывать опыт мировых тенденций. ВТО — межправительственная структура, в которую входят 146 стран мира. Вступление в ВТО обязательно делегировано парламентом страны. Это означает, что страна обязуется соблюдать правила игры, принятые во всем мире.
Более того, 7 ноября этого года Генеральная ассамблея ООН приняла решение преобразовать ВТО в специализированный орган ООН, что фактически по статусу приравнивает ее к таким организациям, как ЮНЕСКО, которые являются специализированными подразделениями ООН. А это уже особый авторитетный статус.
Что же касается предложения господина Франджиалли, я с удовольствием его приму, это для меня большая честь.
— Но Штаты и Финляндия не являются членами ВТО. И у них нет централизованных органов управления.
— Соединенные Штаты — экономически стабильная и хорошо управляемая страна. Поэтому они могут себе позволить не иметь центрального органа. Механизмы взаимодействия между штатами и центром проработаны очень четко. После известных событий 11 сентября США пересмотрели в этом плане свою политику, активно участвуют в работе ВТО и теперь рассматривают вопрос об официальном вступлении в эту организацию. Что же касается Финляндии (у которой с Украиной гораздо больше общего), то финны пошли на подобное разделение в 1999 году и уже заявляют, что поступили опрометчиво. Каждый регион проводит свою политику, в результате эффективного движения вперед нет, поскольку утрачена единая составляющая.
— Валерий Иванович, какая, на ваш взгляд, основная функция туризма?
— Он гармонизирует мир, у него бесспорные познавательные и экономические возможности. Кроме того, туризм — особая форма народной дипломатии. С его помощью можно узнать о стране гораздо больше, чем из тех же СМИ. Туризм размывает границы, служит взаимопониманию людей разных взглядов, возрастов, религиозных конфессий. За примером долго ходить не надо. В нашей Верховной Раде межфракционное депутатское объединение в поддержку туризма — самое большое в парламенте — включает 167 депутатов. И они прекрасно находят общий язык, невзирая на разные политические взгляды. В общем, туризм — это путь к гармонии, согласию и миру.