Трещины в пьедестале

22 августа, 14:15 Распечатать Выпуск №31, 23 августа-31 августа

В сплаве пассионарных усилий общества и государства видны как минимум пять трещин.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Праздник — это всегда гипербола заурядного и преувеличение обыденного. Неуклюжая попытка посоревноваться с судьбой, поспорить с временем, примерить под себя трон или сан. Определить собственный набор знаков, рукотворно придав им величия, и запретить остальным смертным сомневаться в этом. Поспорить с богами, в конце концов. 

Может что-то получится украсть у них полезного в процессе спора. У Прометея же получилось? А печень — так у кого она по нынешним временам в порядке?

Эта соревновательность с небом очень древняя. Она тянется с незапамятных времен, когда слово "герой" обозначало вполне определенную поведенческую модель. Во-первых, это полубожественное происхождение. Папа-бог, случалось, заночевывал у смертных женщин, ну и вот, герой. 

Наличие родственников на Олимпе — с тех пор очень весомый фактор для присвоения звания героя. Включая "Героя Украины". Герой также должен получать поручения свыше, этим нас тоже не удивишь.

Ну и формат кончины. Не соответствуешь  формату, умер как лох, — значит, героем быть не можешь никак. Увы, это тоже новейшая украинская история. Не было в приказе, не числился в списках — мог совершить невероятный подвиг, но это ничего не значит. Даже смерть твоя может подвергаться сомнению.

Любые ритуалы всегда подвергались скепсису ученых в силу их архаичной напыщенности. Но они же (классика — это Джеймс Фрэзер и его многотомный труд "Золотая ветвь") констатируют неизбежность возникновения ритуалов и потребность в них в процессе становления любого общества.

Календарные праздники — прямые наследники природных циклов — банальны, как дожди. Где лучше всего говорить о красоте и пользе дождя? Правильно, глядя на него из уютного сухого места.

Где лучше всего говорить о героизме и жертвенности, о наследии павших борцов? Правильно, с трибуны торжественного календарного мероприятия. 

Уже выросло и сформировалось как минимум одно поколение, для которого словосочетание "независимость Украины" является календарной банальностью, а не выстраданной и воплощенной мечтой. Также за эти десятилетия выросла и сформировалась уже не одна "команда власти", которая облепила ритуалы страны… как бы это сказать… очень и очень своим. Можно сравнить это с ласточками, лепящими из слюны гнезда, где повыше, или с моллюсками, нарастающими на днище корабля, где поглубже. 

Сам исходник украинского Дня независимости был не очень четким. Дискуссии историков и политиков о правопреемственности Украины как государства (с вытекающими правовыми и моральными обязательствами) или об отсутствии этой самой правопреемственности будут длиться вечно.

Время и обстоятельства 1991 г., требовавшие не только быстрых решений, но и быстрых компромиссов, заложили в украинскую политику необходимость постоянно объяснять и комментировать исходник праздника применительно к очередному политическому зигзагу украинской власти.

В итоге количество словоблудия вокруг любого государственного торжества не просто переросло исходный смысл, а вытеснило его напрочь. Ссылаясь на: "… потому что у нас сейчас (в этом году) такие особые обстоятельства".

В словоблудии, как и в любом другом блудии, ничего особо инфернального нет. Драма же начинается исключительно в том случае, когда блудник, вопреки ожиданиям, не получает вообще ничего от самого процесса.

Люди любят нарядную буффонаду любых праздников. Но если за этим, кроме понтов и обмана, мало что стоит, праздник превращается в фарс.

На первый взгляд, в этом суждении есть очевидная нестыковка. У нашего президента отличные спичрайтеры. Сам он косноязычием отнюдь не страдает (в отличие от "папередника").

Но сравнивать его с предшественником — все равно, что сравнивать огородное пугало и статую. Не обязательно даже античную. У статуи будет ряд несомненных преимуществ. Но вы не будете пытаться вступать с ней в какие-то высокие (или низкие, кому как) отношения. Ну разве что ваша фамилия — Пигмалион. 

А если стоит задача заставить общество поклоняться этой статуе в определенные дни? Тогда нужно говорить с обществом так, чтобы оно из этих разговоров вообще ничего не поняло. Но на всякий случай преклонило колени, ну хоть одно.

Мы, к счастью, не Россия, и культ личности кого бы то ни было у нас крайне маловероятен. Все президенты хотели культа, и все пытались, но всегда себе в убыток. 

Поэтому политикум и интеллектуалы-коллаборанты (а любой интеллектуал, служащий власти, по определению ее коллаборант) пошли на интеллектуальный сговор. Вместо статуи вождя обществу предложено поклоняться пьедесталу. То есть более глубоким и основательным смыслам. Тактически это очень верный ход. Он отбрасывает нас в дописьменную историю, в архетипы и универсалы. Там любая версия правомочна. 

Опять же, мы не Россия, скрепы нам не грозят, с национальной и политической идентичностью у нас все достаточно монолитно. Вот на этот монолит, пихаясь локтями, вечно и лезут то чучело, то клоун, а то и вообще скифская баба какая-то. Они нам такие: да вы не обращайте внимания, главное же, на чем мы стоим, вот в этом направлении и кланяйтесь. 

То, на чем зиждется украинская, да и любая другая государственность, — это сплав пассионарных усилий общества и государства. Поэтому государство традиционно говорит из телевизора о нерушимом единстве, полном взаимном доверии и прочей этатистской чепухе. Но в этом, как бы монолитном, пьедестале видны как минимум пять трещин (результат эстонско-украинского исследования по проекту Resilient Ukraine). То ли сплав подкачал, то ли перепады исторических температур повлияли. 

Прежде всего это различия в ценностях. И праздники, а особенно День независимости Украины, это очень четко показывают. Задача власти — гиперболизировать свои успехи и на законном основании рейдернуть достижения гражданского общества. Ведь действительно общество эту власть выбрало. Что твое — то наше. Но то, что власть (если она выборная) должна работать на общество, а не наоборот, — этот разрыв в понимании реальности непреодолим.

Вторая трещина — это целеполагание. Единственное общее в том, что и власть, и общество не планируют свою жизнь более чем на год вперед. Технически есть избирательный цикл в несколько лет, но практически горизонт планирования — полгода. 

Власть во время украинских праздников похожа на туриста, который просовывает голову в дырку в фанере, на которой аляповато нарисованы прелести евроинтеграции и членства в НАТО, чтобы сфотографироваться и добавить фотографию в свой альбом к точно такой же прошлогодней. 

Массовка на этом фоне делает селфи, изображая общество, но головы к дырке в фанере не допускают.

Реальное общество в целом позитивно смотрит на это представление, но на следующий день все безответные вопросы к власти звучат с новой силой, и все попусту. Цель власти — переизбраться и быть похваленной и материально поощренной союзниками. Цель общества — чтобы эта власть наконец начала работать на него, а не на себя.

Третья трещина — между возможностями. Каждый раз на выборах декларируется партнерство, которое быстро превращается в узурпацию полномочий и сведение практических предложений общества к сугубо декоративным.

У власти есть деньги. То есть это не деньги власти, а наши. Но так сложилось, что бюджет в самых интересных местах непрозрачен, а о внебюджетной коррупционной сфере лучше вообще помолчать. Вы и так об этом каждый день читаете и слышите. 

В принципе и у общества есть деньги. Но как только общество этими деньгами самоорганизовывается и начинает на что-то влиять, власть эти инициативы либо отжимает, либо пресекает. Доказано взлетом и падением волонтерского движения. 

Интеллектуально у общества возможностей многократно больше. После национальных катастроф в умных странах (вроде США после 9/11), и без того не страдавших отсутствием возможностей для гражданских инициатив, в Плане по защите национальной инфраструктуры (NIPP), кроме федеральных инициатив, половина пунктов касалась развития индивидуальных и групповых навыков готовности к любым кризисам.

В нашей стране на пятом году войны появилась современная Стратегия национальной безопасности, но своего патронного завода все еще нет. Я думаю, если каким-то фантастическим образом легализовать кустарное производство оружия, о чем мы ежедневно читаем в криминальных хрониках, то через месяц-другой армия была бы очень неплохо, хотя и внештатно, вооружена. Еще бы и за рубеж лицензии продавали. 

Объяснить, откуда трещина в мотивациях, одновременно просто и сложно. В целом эту власть нельзя формально упрекнуть в непатриотичности (хочу обратить внимание компетентных товарищей, что я занимаюсь исключительно исследованием слов и смыслов). Украину любят все, но по-своему. И это напоминает индийскую притчу о четырех слепых мудрецах, щупавших слона и после дававших свои характеристики. 

В молодости, занимаясь литературой, я написал короткий рассказ, подражание Борхесу. О великой тайне, что на самом деле был еще пятый слепой мудрец. А вот за что он у слона держался, это и есть суть всего. Поэтому в светских и нравственных версиях легенды осталось четыре мудреца.

Мне постоянно кажется, что украинская власть — это тот самый пятый мудрец. Который, о чем бы ни шла речь, с умным выражением лица хорошим слогом постоянно рассказывает нам про вот это самое. Слоновье. 

Теперь простое о мотивации. У общества есть чувство национальной гордости, достоинства, вопреки всему. Война много чего подправила. И общество за вот эти свои чувства готово не просто умирать, чему враги всегда втайне радовались. Оно готово этих врагов убивать. Не в принципе, а очень конкретно. Таких людей далеко не большинство, но они уже больше никогда не согнутся и не пойдут на компромисс. Не факт, что это так уж хорошо. Но замалчиваемая реальность именно такова. 

У власти таких лично-жертвенных тенденций в упор не наблюдается. Селфи на фронте — ну и все в принципе. Самые глупые считают факт простого выполнения своих должностных обязанностей подвигом. Беда в том, что часть из них, прочитав это, страшно обидятся. Они считают, что у них есть эта высокая мотивация. А на самом деле ее нет.

Например, все, организовывавшие праздник и парад во время Илловайской трагедии, вообще не имеют морального права кем-либо руководить. Но они этого даже не понимают. 

Ну и коммуникация. Общение власти с обществом. Финальная трещина. Большинство украинских служебных документов, начиная с Конституции и депутатского регламента, написаны таким образом, что, последовательно их выполняя, через годик-другой, будучи на госслужбе, в глазах общества вы превращаетесь в законченного негодяя. Да и в собственных тоже. Оставаясь все тем же милым человеком в глазах друзей и семьи.

Ведь у каждого из нас были в целом нормальные друзья. Которые, например, пошли в депутаты и через год превратились в подонков. Которые пошли на госслужбу и в лучшем варианте стали неучастниками больших воровских схем, блюдя и подпитывая свою моральность мелочевкой и текучкой. "Громадськi ради" превратились в отстойники для городских сумасшедших и фильтрационные пункты для оставшихся энтузиастов, и т.д.

Мы как-то прозевали тот поворотный момент, когда власть поняла, что общество можно в принципе не слушать. Никаких рычагов влияния у него нет, а те, которые были, уже давно конфискованы. Они говорят себе о своем, мы говорим о своем. И эти строго параллельные монологи почему-то называются коммуникацией. 

Общество хочет знать, чем именно власть так гордится при проигранной войне и замороженной военно-политической ситуации, что ей нужен военный парад, в то время как США в этом году от него отказались, посчитав неоправданным расточительством. Ну и в чем прикол с перерезанием ленточек на каждом новом туалете? 

Эти строки не ставят под сомнение сами празднества. В конечном итоге мы — свободная страна. И все, даже высшие силы, обязаны ставить главной ценностью свободную волю гражданина.

В японской художественной традиции есть "кинцуги", искусство реставрации керамических изделий с помощью "золотого шва". Философская основа всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта и поэтому не заслуживают забвения и прятанья.

Украинская версия такого подхода очень часто состоит в том, что мы абсолютизируем разломы и разрывы, и в итоге наша забота об истории отношений и природная демократичность, стремление к свободе превращают явление в один сплошной "золотой шов", "золотую зраду", "лакировку действительности". Причем традиционно больше всего в этом преуспевает власть, вне зависимости от режима. В итоге архитектура государственного праздника все чаще сводится к позолоченной трибуне, которая на самом деле довольно громко потрескивает.

Во-первых, мы, конечно, казаки, самураи, и еще немножечко шьем, но мы все же не японцы. Да и японская политическая традиция чествования героев не предусматривает никаких сомнений и двусмысленности. Пример тому — Ясукуни, храм в честь погибших японских воинов. Во-вторых, у нас неплохо получается ремонтировать и чинить — к сожалению, пока это не распространяется на политику. Но если слова, торжественно сказанные на празднике, расходятся с делами, то это никакой не ремонт, а раскол. Самое простое и быстрое (как мы любим), что можно сделать в такой ситуации, — перестать истерически карабкаться на пьедестал. Причем всем. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Михаил Колесниченко Михаил Колесниченко 24 серпня, 20:43 Социальная психология, как восток - дело тонкое. Образно выраженные трещины имеют место. Однако причина их возникновения лежит очень глубоко и никто не стремится её познать и осознать. Главная причина - общество ведёт жизнедеятельность по паразитическому сценарию, виновником которого является паразитическая финансовая система как мировая, так и национальная. В такой системе люди не могут нормально взаимодействовать и скатываются на "злокачественные" разрушительные действия/взаимодействия и на неадекватное социальное поведение. Люди живут в первую очередь ради "добычи денег", а не ради поиска и создания модели экономики высокого уровня и построения социальной гармонии. Эта причина будет преследовать общества веками до тех пор, пока не выстроим новую систему финансовых координат, которая будет упорядочивать финансовые отношения, станет ОРГАНИЗАТОРОМ всех между всеми, устранит 1001 искусственную проблему и поможет создать СУПЕРЭКОНОМИКУ с минимальной нагрузкой на биосферу. Как последовательно построить новую систему финансовых координат излагается на моей странице в Фэйс-буке и на дополнительном сайте. Михаил Колесниченко, кибернетик, автор гибридной экономики 3.0, автор новой науки об управлении жизнедеятельности общества - КИБЕРНОМИКИ. Приглашаю к конструктивной дискуссии - как нам осуществить такой проект. To be or not to be? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно