Процесс разгосударствления госсобственности за последний год набрал обороты. Тот факт, что сегодня в руки частных владельцев переходят многие украинские предприятия, служит серьезной гарантией для западных капиталов.
Более 600 млн. долларов - это те суммарные средства, которые были вложены западными компаниями в нашу экономику в первом полугодии этого года. Эти цифры позволяют говорить о серьезности намерений тех, кто рискнул сегодня идти работать в условиях нарождающегося рынка.
Компания «Транс-Уорлд групп» появилась на территории бывшего Союза достаточно давно и не случайно. Данная группа компаний, и из них наиболее известная в СНГ «Транс-Уорлд металс», сперва обосновалась в Москве, ставшей в перестроечные времена центром постсоветского бизнеса. Основной средой ее деятельности всегда оставалась торговля металлом: именно с нее она и начинала свой бизнес в СНГ в конце 80-х годов.
Специфика «Транс-Уорлд» заключается в том, что политика, проводимая компанией - это больше, чем просто покупка сырья или металлов у одних и их продажа другим. Ее бизнес замыкает всю необходимую цепочку, начиная с поставки сырья, концентратов, полуфабрикатов и заканчивая перевалкой и транспортировкой на каждой стадии процесса производства до выхода готовой продукции.
«Транс-Уорлд» развернула активную деятельность в России во времена, совпавшие с «алюминиевым кризисом», когда промышленность цветных металлов по ряду причин была на грани остановки. Эта неблагополучная как для самих заводов, так и для западных инвесторов ситуация компанию не отпугнула. По свидетельству руководства Роскомметаллургии, она сыграла важную роль в восстановлении российской алюминиевой промышленности.
В течение 1991-92 годов компания инвестировала более 50 млн. долларов в эту отрасль. Ее представители неоднократно посещали заводы, производящие глинозем (сырье для производства алюминия) и выпускающие алюминий, и финансировали их деятельность там, где были самые насущные проблемы.
После этого «Транс-Уорлд» решила взять на себя внутренние и внешние долги этих заводов с тем, чтобы восстановить их ликвидность и дать им возможность заплатить собственным трудовым коллективам, наладить поставки сырья и производство.
Таким образом были покрыты долги глиноземных комбинатов в Ачинске (Россия), Павлодаре (Казахстан) и у нас в Николаеве, что позволило им возобновить производство. Спустя два года за «Транс-Уорлд» признали право называться крупнейшим в СНГ внутренним поставщиком глинозема. Тогда же, решив финансовые проблемы сырьевых поставщиков, группа оплатила также долги алюминиевых заводов в Братске и Красноярске, наладила поставку на них глинозема и другого сырья. И сегодня уже никто не оспаривает тот факт, что компания очень мощно содействовала превращению российской алюминиевой отрасли в высокоприбыльное производство, каковой она является сегодня, а значит, и важный источник валютного дохода для российской казны. Начиная с 1991 года «Транс-Уорлд» вложила в предприятия СНГ (в производство и покупку акций) 1,5 млрд. долларов собственных средств.
* * *
Из информации, предоставленной нам в том числе самой компанией, известно, что «Транс-Уорлд» была основана в 1977 году Д.Рубеном и А.Снайдером - высокопрофессиональными специалистами в области производства и торговли металлами.
Основным направлением ее деятельности была торговля металлами (в Лондоне - алюминием, в Нью-Йорке - медью и оловом). Со временем интересы компании распространились также на такие сферы, как недвижимость, складирование, портовые операции, перевозка товаров, поставки продуктов питания и товаров народного потребления, банковские операции. Являясь крупным производителем металлов, компания контролирует десятки металлургических заводов на всех континентах.
«Транс-Уорлд» остается одним из лидеров международного рынка сырья. По мере появления соответствующих возможностей она всегда стремилась выходить на новые рынки, распространяя свою деятельность на новые государства и регионы.
Бизнес компании был сориентирован на производителя, во-первых, потому что ее торговые методы требовали большого оборота, а во-вторых, ее руководство настаивало на эффективном кредитном контроле.
Сконцентрировав свои усилия на алюминии, меди и олове, группа к 1981 г. превратилась в одного из крупнейших алюминиевых трейдеров в мире, а в 1982г. оперировала такими объемами алюминия, которые соответствовали 50% всех потребностей Японии в этом металле.
С 1984 по 1986 года весьма успешными для «Транс-Уорлд» были и операции с оловом. Установлены деловые связи с производителями олова в Южной Америке, Малайзии, Индонезии, Таиланде. В результате компания превратилась в крупнейшего трейдера наличным оловом в Международном совете по олову.
Благодаря своей политике в этом совете компании удалось выстоять во времена «оловянного кризиса» - его последствия хотя и были ощутимыми для ее торговой деятельности, но не оказались столь губительными, как для большинства других фирм, которые были вынуждены либо уйти с рынка, либо влиться в более мощные компании. За год после «оловянного кризиса» (1987 - 88 г.г.) в результате некоторых усовершенствований внутри компании общий оборот компании вырос на 50%. Одновременно группа расширяла свое инвестирование и начала проникать на вновь нарождающиеся рынки.
Сегодня «Транс-Уорлд» является членом Лондонской биржи металлов, а также участвует в работе подобных бирж в Северной Америке и в Азии. Торговые операции компании включают текущую и будущую торговлю, товарообмен, хеджирование, арбитраж, опционы и изучение рынка. Используя свои складские возможности, она может производить немедленные поставки заказчикам. Участвуя практически во всех этапах производства металла, группа выпуска все время находится в поиске наиболее выгодных источников сырья и заводов по переработке этого сырья.
«Транс-Уорлд» имеет возможность поддерживать своих партнеров по совместным предприятиям путем обеспечения альтернативными источниками сырья и рынками сбыта. Сотрудничество с ней открывает доступ к международной системе торговли. Такой уровень работы позволяет ей находить общий язык и со своими конкурентами.
* * *
Бизнес в России заставил «Транс-Уорлд» направить усилия на решение экологических проблем, связанных с алюминиевым производством. На заводы были направлены российские и западные эксперты для изучения обстановки: устаревшие технологии многих российских заводов, загрязняющих среду, требуют усовершенствования. Эти усилия идут на пользу всем: сокращение вредных выбросов и улучшение условий труда скажутся и на производительности. От этого качество продукции только выиграет. Понимая это, группа пошла на дополнительные инвестиции в этой сфере.
Другой областью деятельности и капиталовложений «Транс-Уорлд» является перевод производства металлургических предприятий Сибири с военных нужд на производство товаров широкого потребления, в том числе и для международного потребителя.
Получая алюминий, группа поставляет его на предприятия для производства сплавов, соединений и полуфабрикатов. Примером тому может быть поставка алюминия для автомобильной промышленности. Некоторые крупные сибирские предприятия, выпускавшие ранее самолетные корпуса, в том числе и в военных целях, начинает теперь производить корпуса автобусов, грузовых машин. На начальном этапе группа идет на предоставление им металла в кредит, чтобы они смогли наладить производство.
Будучи экспортером алюминия, группа стала одним из ведущих потребителей портовых услуг (через российские порты, к примеру, ежегодно вывозилось 1 млн. тонн металла и концентратов). Развитие портовой инфраструктуры, как то создание компанией в Ванинском порту на Дальнем Востоке новых мощностей по перевалке сыпучих грузов и другие совместные с портовиками и железнодорожниками проекты, всегда представляло прямой интерес для «Транс-Уорлд». Сюда шла значительная часть инвестиций. Такие проекты, считают эксперты, способствуют не только экономии на транспортных расходах, но и повышению конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке. Предполагается, что совместная деятельность по усовершенствованию дальневосточных железнодорожных структур поможет России нормализовать импорт глинозема, риса, зерновых через Дальний Восток, а также откроет тихоокеанский регион для экспорта российского цемента, удобрений.
Говорят, что такие глобальные проекты - в стиле «Транс-Уорлд».
Новый проект, который сейчас предлагается Украине, включает инвестирование порядка 400 миллионов долларов в изготовление 20 судов на украинских верфях и поставку для них морского оборудования.
Участвуя в этом проекте через свою дочернюю компанию «U.В.Т.», «Транс-Уорлд» надеется создать новую влиятельную силу на рынке торгового судостроения, объединив усилия с украинскими судостроителями. Для Украины в этом проекте наиболее примечательным является прецедент инвестирования таких сумм, которые смогут вывести одну из ведущих отраслей украинского машиностроения на уровень международной кооперации.
Не менее значительные объемы инвестиций компания готова вкладывать и в традиционную для себя отрасль промышленности - металлургию. Слово - за украинской стороной.