СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ

Поделиться
Вопросы — как и когда рожать ребенка и рожать ли вообще, и если не рожать, то каким способом решить эту проблему, — имеют для женщины, по сравнению с мужчиной, совершенно особое значение...

Вопросы — как и когда рожать ребенка и рожать ли вообще, и если не рожать, то каким способом решить эту проблему, — имеют для женщины, по сравнению с мужчиной, совершенно особое значение. Конкретное решение этих вопросов зависит от социальной принадлежности женщины, ее возраста, места жительства и жилищных условий, а также от исторического времени и социально-культурных обстоятельств, в которых она живет.

Помните душевно теплый и очень трогательный фильм 80-х годов «Однажды двадцать лет спустя» с Натальей Гундаревой в главной роли, повествующий о нелегкой, но все же счастливой судьбе многодетной семьи? Даже тогда, двадцать-тридцать лет назад подобная многодетность вызывала легкое недоумение, хотя пропаганду и поддержку материнства советским государством нельзя сравнить с сегодняшней (Гундарева при всем при том еще и сосиски килограммами покупала!). В наше время многодетная семья вызывает уже не просто недоумение, а раздражение и даже возмущение, особенно если финансовое положение такой семьи (а сегодня, к сожалению, за редким исключением это именно так) оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Сегодня даже рождение одного ребенка влечет за собой порой непреодолимые финансовые трудности, так «зачем же плодить нищих?».

Недавно подруга рассказала мне историю своей соседки. Круглая сирота, девушка лет двадцати со средним школьным образованием и доходами ниже средних встречалась целый год с любимым парнем. Менструальный цикл был нерегулярным, и беременность она обнаружила лишь на пятом месяце, когда аборт делать было уже поздно. Она родила девочку и не оставила ее в роддоме, хотя сегодня каждому понятно, что, не имея материальной поддержки родных и близких, а только лишь за те деньги, которые государство платит женщинам, находящимся в декретном отпуске, прокормить себя и ребенка невозможно (а любимый к тому времени исчез в неизвестном направлении). Хорошо, что дом старый, и соседи, знающие друг друга многие годы, поддержали ее и морально, и материально.

Сочувствие и сопереживание сегодня — вещи редкие. Да и женщина в подобном положении редко решится родить (или оставить у себя) ребенка. И даже новый Семейный кодекс, по которому женщина обязана забрать ребенка из роддома, и лишь потом может передать его на попечение другого лица или государства, решит проблему только отчасти. Кто-то, вынужденно проведя с малышом какое-то время, возможно, проникнется к нему любовью и решит заботиться о нем. Но доведенная до отчаяния и излишне не обремененная моральными соображениями женщина запросто может оставить ребенка в первом попавшемся по дороге от роддома мусорном баке. Такие истории — совсем не редкость. Хорошо, если на дворе — лето.

Рассказы старшего поколения об их гораздо больших материальных и физических трудностях, связанных с рождением малыша, утешают мало, а вызывают лишь ужас и непонимание — как в подобных условиях можно было ощущать себя счастливыми. Попробовав лучшее, к худшему возвращаться очень не хочется: «Нет денег, незачем и детей заводить». (О последствиях таких убеждений нам поведают результаты переписи населения: прогнозы относительно количества населения Украины были не слишком утешительными.)

На протяжении всей истории в большинстве человеческих обществ предпринимались попытки регулировать рождаемость. Описание операции аборта ученые обнаруживают еще в древнекитайских текстах, датируемых третьим тысячелетием до нашей эры. Упоминания об аборте имеются в древнегреческой и римской литературе и в писаниях исламских медиков эпохи Средневековья. Методами изгнания плода были не только отвары из трав, но и массаж матки, горячие ванны, поднятие тяжестей, прыжки с высоты и др., а также магия. Антрополог Жорж Деверо, в частности, пишет: «Есть все основания считать, что аборт был всеобщим и универсальным феноменом, и даже невозможно представить себе общественную систему, в которой женщины не использовали бы аборт».

Однако только в наше время применение контрацепции, и в частности аборта, как средства стопроцентно помогающего избавиться от нежелательной беременности, стало настолько повсеместным, что повлияло на демографическую ситуацию в мире.

Об абортах как об убийстве живого существа и об их вреде для здоровья самой женщины сегодня говорят много и громко. Каждая женщина знает, что абортов надо избегать всеми возможными способами. Но несмотря на все предупреждения, многочисленную рекламу контрацептивных средств и то, что сегодня в аптеках они — отнюдь не дефицит, и представлены на выбор в широком ассортименте, количество официальных абортов катастрофически растет. Большинством женщин эта процедура по-прежнему воспринимается всего лишь как верное средство избавиться от ненужной беременности. В нашей стране только 2% женщин в возрасте до 40 лет не сделали ни одного аборта.

Конечно же, бывают причины, по которым аборт является единственным выходом из сложившейся ситуации. У каждой женщины эти причины свои. Но ведь есть и такие, которые, еще не отметив тридцатилетия, успели сделать аборт 11—13 раз. Откуда эта халатность по отношению к собственному здоровью, извечная, непонятная надежда на «авось»? Ведь вместе с количеством абортов в арифметической прогрессии увеличивается и количество бесплодных супружеских пар.

Женщина, идущая на аборт, не задумывается о том, что, может быть, навсегда лишает себя счастливой возможности стать матерью. В прошлом году, как следствие абортов, по всей Украине зарегистрировано 15 тысяч внематочных беременностей. Рассчитывать на чудеса современной науки, позволяющей зачатие в пробирке, приходится далеко не всегда. По статистике, лишь 15% всех искусственно оплодотворенных женщин могут выносить и родить ребенка. Причем не каждой удается сделать это с первого раза. Вереница пустых попыток оплодотворения, выкидыши, боль, отчаяние, силы, время...

И все же запрет на аборты — тоже не выход. Даже при развитых установках на предохранение от нежелательной беременности и доступности эффективных методов контрацепции, аборт продолжает практиковаться женщинами по всему миру. Например в США, где уровень использования контрацепции достаточно высок, число абортов составляет около полутора миллионов в год. Есть основания полагать, что даже в таких странах, как Голландия и Дания, реальное число абортов существенно выше, так как статистика часто не учитывает «мини-аборты» при малых сроках беременности, которые часто квалифицируются как «регулирование менструального цикла».

Украина же по количеству абортов занимает одно из первых мест в Европе, впрочем, как и по самому низкому уровню жизни. Соотношение количества абортов и родов в Украине, по разным данным, колеблется от 135 до 145 к 100, в Западной Европе — 10—15:100. Однако официальная статистика не отражает числа всех сделанных абортов, которое, по оценкам ряда специалистов, значительно выше. А вот уровень применения современных средств контрацепции в Украине остается сравнительно невысоким.

Исследователи считают, что соотношение используемых традиционных методов контрацепции и современных средств, предлагаемых службами планирования семьи, различается в разных странах, и связывают это с различной историей практики контрацепции и контроля рождаемости.

В Украине, как и во всем Советском Союзе, в качестве исторически сложившейся практики, начиная с 20-х годов (с перерывом на двадцать лет), выступал аборт. (Я слышала, что в 70-х годах, для того чтобы уменьшить количество абортов по стране, врачам было предписано предлагать каждой сделавшей аборт женщине бесплатно поставить спираль. Были случаи, когда, поставив сразу после аборта (еще под наркозом), что считается недопустимым, спираль, врач «забывал» предупредить об этом саму женщину.) Поэтому, как считают специалисты, распространенность применения контрацепции у нас должна быть заведомо ниже, чем в странах Запада, ибо аборт там был запрещен до середины 70-х годов. К тому же аборт создал условия для формирования установки на прерывание нежелательной беременности, в то время как распространенная на Западе практика контроля рождаемости была направлена на ее предотвращение. В значительной степени такая установка способствовала тому, что контрацептивная революция обошла нас стороной. И наши врачи относятся к абортам много легче, чем на Западе.

Хотя, следует признать, что традиционная ориентация системы здравоохранения на аборт как средство контроля рождаемости понемногу начинает уступать более современным методам контроля. Об этом больше знают, говорят и пишут. Но, к сожалению, контрацептивы в аптеках продаются без рецептов, и женщины экспериментируют с их применением по своему усмотрению, часто не подозревая об имеющихся побочных действиях. Нередко распространением контрацептивов занимаются люди, не имеющие специальной подготовки, которые действуют по заданию фирм-производителей. Иногда инструкции, которые они получают от представителей производителя, сводятся к тому, чтобы ни при каких обстоятельствах не брать на себя ответственность за сделанный женщиной выбор того или иного препарата. Продавец обязан только предоставить информацию о препарате, конечный же выбор принадлежит женщине. Тем самым с изготовителя снимается ответственность за возможные последствия применения препарата.

Стоит ли удивляться, что информированность женщин о средствах контрацепции — самая поверхностная. В условиях, когда стандарт употребления оральной контрацепции отсутствует, назначение контрацептивов врачами производится «на глазок», без предварительного обследования, а доступ к ним практически не ограничен, следует ожидать самых пагубных последствий «планирования семьи» для здоровья женщин. Все это дискредитирует в глазах сотен тысяч женщин не только оральную контрацепцию, но и саму идею предотвращения нежелательной беременности.

Характерно, что врачи, получая информацию об оральных контрацептивах, инструктируются в том духе, что существенных различий в степени риска от их применения для здоровья женщины нет, хотя известно, что это не так.

Важную роль в этой работе должны играть женские консультации, врачи которых обязаны обеспечить популяризацию современных методов и средств контрацепции и их индивидуальный подбор с учетом желания, возраста, состояния здоровья женщины, числа детей, уклада жизни, национальных традиций и других особенностей населения.

Врачи акушерско-гинекологических стационаров должны шире рекомендовать и осуществлять контрацепцию после родов, абортов и лечения гинекологических заболеваний с учетом индивидуальных особенностей пациенток. Большое значение для снижения частоты искусственных абортов имеет проведение государственных мероприятий, направленных на поощрение материнства, создание оптимальных условий для воспитания детей, расширение сети родильных домов, женских консультаций, детских дошкольных учреждений и детских поликлиник.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме