Конференция «Чувство тревоги в сочинительстве», организованная психоаналитиком Донной Бассин при поддержке американского научно-исследовательского центра психоанализа, вызвала большой интерес как со стороны практикующих психоаналитиков, так и со стороны их пациентов. То, что все творческие люди испытывают сильное чувство тревоги, беспокойства, иногда даже патологического немотивированного страха, не является секретом. Однако, как оказалось, механизмы формирования этого состояния и пути его преодоления у мужчин и женщин совершенно различны. Джойс Слочоувер, посвятившая этой проблеме докторскую диссертацию, утверждает, что «женщину в первую очередь беспокоит ценность ее идей, тогда как для мужчины основная проблема заключается в его личной конкурентоспособности». Более того, у мужчин творчество чаще всего носит наступательный характер, тогда как у женщин – компенсаторный. Еще Зигмунд Фрейд указывал, что к творчеству чаще всего склонны девочки, которых растили мачехи, или же те, кто в детстве испытал дефицит материнской любви. И наоборот, мужчины-творцы черпают свое вдохновение в материнском восхищении, которое способствует формированию их собственной уверенности в себе.
Психоаналитик Джессика Бенджамин утверждает, что «писательницы, имеющие детей, опасаются, что своим творчеством они их убивают. Часть матери, которая все еще ощущает себя ребенком, представляет, что ее собственный ребенок не чувствует себя в безопасности из-за ее отделения, а то, что мать предает собственного ребенка, вызывает у нее чувство вины». Эн Ройф, автор дюжины книг, утверждает, что «сочинительство – это акт агрессии», а слова подобны скальпелям. В то же время женщины-писательницы проецируют образы тех, кто заботился о них в детстве, на своих будущих читателей — этим объясняется требование безусловной читательской любви. Поэтому и творческие неудачи женщинами-писательницами переживаются гораздо тяжелее.