Часто ли приходилось вам обращать внимание на свое отношение к деньгам? Не к тому, что их вечно не хватает, не к тому, что можно приобрести или добиться с их помощью, а к самим деньгам? Замечали ли вы, как меняется ваше отношение к ничем не примечательному, незнакомому человеку, который вдруг достанет из кармана или кейса толстую пачку денег? Как он вдруг станет интересен, неприятен или нарочито безразличен?
Однажды в Вашингтоне, прогуливаясь со своим лучшим другом, меня в этот город пригласившим, я нашел пятидолларовую бумажку где-то недалеко от памятника Уинстону Черчиллю и поджег ее. Зачем я это сделал, сейчас сложно сказать, скорее всего, валял дурака. Друг, совершенно нежадный человек, немедленно вырвал слегка подгоревшую купюру и посмотрел на меня как на больного. Меня это немного позабавило, но в тоже время заставило задуматься.
Чуть позже, все еще во время пребывания в Америке, я посещал очень интересные курсы. За них заплатил мой друг, так как все наличные у меня к этому времени закончились. В конце четырехдневных занятий к нам обратился проводивший их человек и предложил всем желающим записаться на следующие, «продвинутые» курсы. Для этого необходимо было заплатить аванс в двести долларов. Мне очень хотелось в них поучаствовать, но у моего друга уже не было денег.
Видно, мое желание и огорчение были столько явными, что ко мне подошел один из ассистентов и спросил, что мне мешает записаться. Я ответил: «Я бы и рад, да денег нет». Тогда он сказал: «Попроси у людей». «Как это?» «Обратись к ним с просьбой, убеди их, что деньги действительно тебе нужны. Сделай это так, чтобы люди почувствовали, как меняют оказанной тебе помощью не столько твою жизнь, сколько свою». Как только я представил в своем воображении, что обращаюсь к практически незнакомым людям, да еще американцам (это все происходило во времена Советского Союза), с просьбой дать мне деньги, которые я не смогу вернуть, мне стало весьма не по себе. «Да ни за что! Кто угодно, но только не я!» Я еще ничего не совершил, лишь допустил саму мысль, а уже начал жутко нервничать.
Спустя какое-то время мне удалось, несмотря на волнение, заставить себя задуматься, а почему, собственно, меня так колотит? Немного разобравшись в себе, я обнаружил, что меня беспокоит то, как я буду выглядеть в глазах других людей. Однако потом, заглянув еще глубже, я понял: мне абсолютно безразлично, что обо мне подумают люди, меня беспокоит лишь то, как я буду выглядеть в своих собственных глазах, зная о том или ином их отношении ко мне. Как видно, дело было вовсе не в зеленых бумажках, а в моем восприятии себя, которое находило свое отражение в моем отношении к ним. Меня испугала и стала крайне неприятной мысль о своей несостоятельности, мерилом которой, в том случае, являлось отсутствие денег.
После того эпизода, кстати, когда я все-таки обратился за помощью и мне действительно помогли, мое восприятие денег изменилось. Ведь что такое на самом деле деньги? Это обычная, порезанная на прямоугольные квадратики бумага. Она практически ничем не отличается от той же туалетной. Есть некоторые физические различия, деньги обработаны несколько иначе, на них особой краской нанесены определенные рисунки. Вот и все. Почему же мы никогда не говорим о власти туалетной бумаги, как говорим, и не только говорим о деньгах, но и живем так, словно они на самом деле обладают некой физической или мистической силой?
Взять обычную семью, не бедную, не богатую, сколько скандалов и недоразумений возникает из-за денег? Как часто вам самим доводилось слышать или произносить фразу: «Были бы деньги, все было бы по-другому»? Когда речь идет о средствах, необходимых для физического выживания, для покупки еды, одежды, оплаты квартиры, с этим все понятно, но сколько людей, которым вполне хватает денег на все самое необходимое, и не только на самое необходимое, продолжают стремиться зарабатывать все больше и больше? Почему? Может, потому, что деньги, изначально применявшиеся для упрощения операций купли-продажи, стали олицетворять для человека силу и власть? А неумение или нежелание их зарабатывать воспринимается как признак несостоятельности? Если это так, то чем мы отличаемся от животных, которые, размахивая лапами и щелкая клыками, дерутся где-нибудь в лесу? Только тем, что это не столько драка за самку или еду, необходимую для обеспечения наилучших условий для продления рода, а борьба за утверждение своей личности, за доказательство ее превосходства над другими личностями?
Похоже, зарабатывая деньги, мы лишь стремимся обеспечить себе более выгодные условия для выживания. Но позвольте, вправе сказать вы, о каком выживании может идти речь для миллионера, который, не щадя ни себя, ни своих служащих, зарабатывает очередной миллион? Отвечу. Для миллионера не менее, а иногда и более важно заработать миллион, чем для бедного человека найти несколько копеек, недостающих для покупки буханки хлеба. Чем выше поднимается личность над другими, тем больше ей требуется доказательств своей уникальности и тем сложнее ей удержаться на достигнутом уровне. Так мы устроены, что все время стремимся, осознанно или неосознанно, ограничить власть окружающих людей над собой и распространить свою над ними, тем самым обеспечивая наилучшие условия для сохранения своей личности. Чем больше денег, тем больше власти, но чем больше власти, тем больше денег требуется для ее удержания.
В заключение хочется сказать, деньги — это не плохо и не хорошо, они просто есть. Стоит лишь помнить, что они не меняют человека. Это ложь. Человек меняет себя сам. Деньги лишь могут проявить, вывести на поверхность то, что он ранее скрывал внутри себя. Так почему же мы верим, что эти бумажки способны влиять на нашу жизнь? Может быть, потому, что проще верить в это, чем в то, что только мы сами, преобразуя себя, можем что-то кардинально изменить в нашем бытии. Ибо нищий всегда останется нищим, сколько бы денег он ни зарабатывал.