О школе говорят все. И все о ней всё знают: как учить, чему и сколько. Дают советы, критикуют, строго спрашивают и выражают недовольство. Конечно, проблем и недоразумений в наших школах хватает. А потому, если обратиться к результатам «трений», ученики обижаются и недолюбливают (мягко говоря) учителей, учителя нередко платят им тем же, ну а родители — кто потихоньку, кто вслух частенько возмущаются школьной республикой. От школы и того, как сложится там жизнь ребенка, во многом зависит его формирующийся характер, взаимоотношения с людьми и многое другое, то есть его будущее. И шутить с этим нельзя.
Школа с позиций школы
Помнится, еще лет пятнадцать назад школы в наших городах и селах росли как грибы — большие, просторные, нередко с бассейнами, стадионами, кабинетами для профориентации и т.д., хотя их все равно не хватало. Количество классов в параллели множилось, учеников в каждом классе было под сорок и более. Потом враз все изменилось из-за экономических трудностей ставшего независимым государства, школы «застопорились» в своем развитии. Не хватало ресурсов ни на ремонты, ни на обновление и расширение материальной базы, ни на оплату труда учителей. Сейчас, к счастью, проблемы понемногу решаются.
— В этом году мы смогли отремонтировать все школы, подготовить их к новому учебному году, — говорит начальник Главного управления образования и науки Львовской облгосадминистрации Михаил Брегин. — Еще года четыре назад ситуация была очень сложной: множество недостроенных объектов, некоторые школы находились в аварийном состоянии, другие требовали улучшения условий для обучения детей. Бюджетных средств катастрофически не хватало. Нужно отдать должное родителям, общественным, религиозным организациям, территориальным «громадам», которые помогали нам тогда, но особенно активно помогают сейчас.
В этом году школы области примут солидное пополнение — более тридцати тысяч первоклашек, почти восемнадцать тысяч в городах и около тринадцати тысяч в сельской местности. Область стремится, чтобы в каждом маленьком селе была начальная школа и детский садик. Активно реализуется программа «Школьный автобус», и десять из запланированных семнадцати автобусов уже доставили ребятню первого сентября в школу. Остальные скоро тоже включатся в работу. На это из областного бюджета выделено 2,7 млн. грн.
Школ сейчас уже достаточно, появляются проблемы с набором учеников. Хотя на Львовщине ситуация в целом неплохая. Актуален, как всегда, вопрос качества обучения в сельских школах. Совместно с родителями практически во всех школах создаются фонды развития, хотя и бюджет помогает школьным коллективам в приобретении компьютеров, мебели, обеспечивает учебниками. Правда, с переходом на новые программы в связи с 12-летним обучением необходимо разрабатывать новые учебники.
Если говорить о проблемах учителей, это, прежде всего, маленькие зарплаты. Увеличение ставок на 30% не решает вопрос кардинально. В законодательстве нет согласованности относительно начисления педагогам дополнительных, декларированных выплат, поэтому имеем затяжные суды во Львове, Старосамборском районе области. Необходимо разработать механизм реструктуризации учительского долга, убрать несогласованность в действиях различных ветвей власти, которая привела к возникшим проблемам (в госбюджете не закладывались средства на эти выплаты). Из-за такой финансовой «политики» многие учителя выезжают на заработки за границу, где, конечно же, работают не по специальности. Да и здесь, в Украине, многие переходят на работу туда, где выше зарплата. В школах не хватает учителей английского языка, информатики, физкультуры. Молодые специалисты также стараются избежать работы в школе. Расширяем сеть детских домов, но небольших — на 40—50 человек, разновозрастных. Дети, которые живут там, учатся в обычных местных школах, таким образом быстрее адаптируются к жизни, не чувствуют себя забытыми или обделенными. Сегодня в области восемь таких домов, еще три должны открыться к концу года.
Заметки молодого учителя
Татьяна Валериевна, 23-летняя учительница английского языка, нынешняя выпускница Киевского государственного лингвистического университета, два последних года обучения в вузе была связана со школой. Вначале как практикант, а потом уже и как учитель. Проработав в школе две четверти, ушла, хотя и к детям привязалась, и преподавать в принципе нравилось. Не выдержала напряженного ритма, когда, кроме школы, ничего не существует, в день бывает по 5—6 уроков. Расписание несбалансированное, при этом редко учитывается мнение учителя, его аргументация, а ведь от этого тоже зависит качество обучения. Многие уроки, к примеру, в средних и старших классах можно было бы «спаривать», тогда бы и дети получали больший объем знаний, и учителя бы плодотворнее проводили свой рабочий день. Легче молодой учительнице работалось, как ни странно, со старшеклассниками, многие из которых тянулись к ее новшествам, старались больше узнать. Но есть немало детей (в основном из неблагополучных семей или таких, где родители не обращают особого внимания на школу), которым все «по барабану». Хоть пляши перед ними.
Существует и другая крайность — родители, переоценивающие способности своих детей. Нередко они упрекают учителя в излишней строгости, занижении оценок их чаду. Сейчас и классы нередко формируют по такому же принципу: более способные дети (или «способные» родители) в один класс, туда же и лучших учителей, остальных же — в менее «престижные» классы, где учителю работать неимоверно трудно. Чаще всего такое происходит в обычных среднестатистических школах, в которых обычно трудится немало учителей пенсионного возраста. А кто туда пойдет за мизерную зарплату? В конце месяца после всех вычетов получишь на руки копейки, на которые содержать семью просто невозможно. Вот и получается: приходят молодые, инициативные, творческие люди, желающие горы свернуть в школе, о которой они действительно мечтали, а через месяц-другой сворачивают там себе шеи. И проблема не только в зарплате, поведении и успеваемости подопечных, но и в закостенелых поурочных планах, устаревших программах и таких же учебниках и многом-многом другом.
В частных школах, лицеях, гимназиях дело обстоит несколько иначе. Там родители платят деньги и там строго спрашивают. Уже с педагогов. И это тоже испытание — зависеть от необъективных родителей, нередко подвергаясь унижению и со стороны их чад, заявляющих: «Вам платят, вы и учите», подразумевая под этим: все, что хочу, буду делать или не делать, а вы должны поставить мне нужную оценку. О каком авторитете учителя может идти речь? К счастью, таких детей (и родителей) не так много. А большинство, если и приходят учиться в гимназии, лицеи, то для того, чтобы получить хорошие знания. С такими учениками, отмечает Татьяна Валериевна, работать интересно, а родители, если это необходимо, готовы платить за дополнительные уроки. К сожалению, в обычных средних школах учителя (особенно с большим стажем) не утруждают себя новыми разработками, а просто дают сухой материал, как делали это годами. Новая 12-балльная система оценки знаний дает возможность более дифференцированно подходить к каждому ребенку. Затрудняет движение школы вперед и старая материальная база, отсутствие компьютерных классов, лингафонных кабинетов и прочего. Но прежде всего школу нужно любить, «болеть» ею. Иначе никакие новшества, перестройки и переделки не помогут.
Отцы и дети
Школа — проблема семейная. Родители вместе с детьми проходят школьные «университеты». Мы знаем плюсы и минусы программ, учебников, своей школы и своего класса. Но судим, конечно же, обо всем этом со своей «колокольни».
Анжелика Конская, мама девятиклассницы Ани, педагог по образованию, склонна считать, что сегодняшнее отношение большинства учителей к своим обязанностям поверхностное. Они не стремятся дать детям знания. Тогда, спрашивается, зачем вообще работать в школе? Гонят «сумасшедшую» программу. Детям зачастую вместе с родителями или репетиторами приходится все это «расхлебывать». Дочь Анжелики учится во Львове в польской школе, где не все предметные учебники переведены на польский язык. К примеру, это касается учебника по биологии, а учительница по всей строгости требует знания биологических терминов только на польском языке. И это создает большие проблемы для детей. В минувшем учебном году учителя английского языка часто менялись.
Серьезные нарекания вызывает система оценки знаний. Каждый учитель понимает ее по-своему. Одни легко ставят, скажем, наивысшую оценку — 12 баллов, а другие считают, что на 12 баллов не знает ни один ученик и выше 9-ти ставить нечего. Если же ребенок хочет перейти в другое учебное заведение, его оценивают по этим баллам как середнячка.
Из-за низкого качества обучения в школах, несогласованности школьных программ и вступительных тестов в вузы, многого другого родители вынуждены понимать репетиторов. Дети разрываются между школой, домом и репетиторами, а родители, естественно, расходуют немало дополнительных средств из семейного бюджета. «Учителя бывают разные и учат они тоже по-разному. У некоторых есть любимчики, которым многое прощается, баллы завышаются. А если кто-то другой не выучил урок, слабо написал контрольную, то он уже чуть ли не навсегда попадает в разряд «плошистов», — жалуется девятиклассница Аня.
Марина Карская, мама девятиклассника Павла, учащегося специализированной школы с художественным уклоном, считает, что в школе уделяется недостаточно учебного времени именно специальным дисциплинам. Дети учат все подряд, много ненужного, программа необоснованно усложнена. Если школа специализированная, значит, должен быть и соответствующий подбор изучаемых предметов. Что касается материальной базы, она оставляет желать лучшего. Хотелось бы, чтобы ремонт школы, классов ложился не только на плечи родителей, чтобы государство заботилось о школе больше.
А вот мнение Ольги Снегур, мамы шестерых детей:
— Нужно было пятьсот гривен из бюджета нашей многодетной семьи, чтобы подготовить пятерых детей к школе. И это — по минимуму. Много денег уходит на учебники — программы чуть ли не каждый год меняются. Книги мы покупаем, а следующий ребенок уже не может ими воспользоваться. Дорого стоят не только учебники, но и тетради, ручки, портфели. Там, где в семье учится сразу несколько детей, это очень накладно.
Почему-то к детям из многодетных семей отношение в школе чуть ли не презрительное. Одноклассники подходят и спрашивают мою дочь: «Почему ты такая бедная?» Но мои дети не чувствуют себя в чем-то обделенными, наоборот, они живут в своем духовном мире, верят в Бога, делают людям добро, а принимают их, к сожалению, «по одежке». Еще одна проблема для нашей семьи — различные денежные взносы — в фонд школы, в фонды каждого класса. Причем сдавать деньги в фонд школы мы должны за каждого из пятерых детей.
* * *
Как видим, многие проблемы не только вчерашнего, но и позавчерашнего дня не ушли из школы и сегодня. К старым прибавились новые. И они будут расти, пока школа и ее воспитанники не станут главным приоритетом государственной политики. Мало постоянно провозглашать «Дети — наше будущее», нужно во всех добрых начинаниях максимально содействовать школе и семье, чтобы будущие наши граждане росли грамотными, высокообразованными, разумными и гармонично развитыми личностями.