Еще лет 10—15 назад обычная иранская семья была очень многочисленна. В 1979 году население Ирана составляло 32 млн. человек, а сейчас эта цифра удвоилась. У правительства страны уже в то время были все основания начать борьбу с бесконтрольным ростом населения. Борьба эта сводилась в основном к пропагандистским мерам, а также, учитывая тот факт, что в Иране аборты запрещены, населению были предоставлены услуги по бесплатной стерилизации женщин, уже имеющих детей. Как ни странно, но в городах в ожидании этой процедуры образовывались очереди. Появился даже такой лозунг: «Меньше детей — лучше жизнь», сработавший однако в основном среди городского населения, где уровень культуры выше, а народ грамотнее и образованнее.
В средней городской иранской семье сейчас не более двух—троих детей, хотя в городской же, но малообразованной и при этом достаточно обеспеченной может быть четыре—пять, а иногда семь—восемь детей. В средней семье в сельской местности количество детей значительно выше, чем в городской. Возможно, это объясняется тем, что в селах, в крестьянских семьях, где родители выполняют тяжелую сельскохозяйственную работу, дети часто трудятся наравне с ними и представляют собой дополнительные и такие нужные рабочие руки.
В городских семьях дети в основном заняты учебой, и здесь практикуется вознаграждение, в том числе и материальное, за хорошую учебу и помощь по дому. В Иране 20-балльная система оценок, и ребенка могут поощрять следующим образом: чем выше оценка, тем больше денег он получит на свои личные расходы. И дети стараются не упустить такую возможность.
В городской иранской семье работающий ребенок явление редкое. Дети практически не работают на производстве, но они могут пойти в обучение к ремесленнику или другим специалистам и научиться делать что-либо своими руками. В основном это касается мальчиков. Также они помогают отцу, если у него есть свой бизнес, например, магазин, кафе и т.д. Подросткам поручают сходить в магазин, сделать какую-нибудь работу по дому или по двору. Официально государство разрешает работать на производстве и заниматься общественной деятельностью по достижении 15-летнего возраста.
Более 90% детей воспитываются в семье матерью, несмотря на то, что многие иранские женщины работают. Иногда детей отдают на воспитание бабушкам и дедушкам, в детские сады (они в основном частные), либо приглашают няню. Отец принимает участие в воспитании детей, однако именно на нем традиционно лежит задача обеспечения экономического благосостояния семьи.
Вплоть до 12-летнего возраста мальчики и девочки в Иране воспитываются одинаково. С 12 лет (примерно в это же время девочка начинает носить исламскую одежду «хэджаб») мать начинает интенсивно обучать девочку премудростям той работы, которую выполняет женщина в доме: приготовлению пищи, стирке, уборке, шитью. То же самое происходит и в школе, куда иранские дети идут в 6-летнем возрасте.
В иранской школе существует несколько уровней: начальная школа длится пять лет, затем так называемый «период руководства» — три года, средняя школа — еще три года и последний год — предуниверситетский период, который посещают только те, кто собирается поступать в университеты. Обязательным является одиннадцатилетнее образование.
Несмотря на то, что в Иране мальчики и девочки обучаются раздельно на протяжении всего школьного периода, разница в программах образуется лишь, когда им исполняется 14 лет. Это различие не касается обучения наукам, но в девочках продолжают развивать те навыки, которые им в семье прививает мать: учат крою и шитью, приготовлению пищи, умению присматривать за детьми и стариками. Мальчики же начинают постигать основы техники, электроники и т.д. В период средней школы мальчики один день в неделю работают на производстве. Руководство школы, к примеру, направляет их на определенный завод, с которым заключается соглашение, и в конце года руководитель предприятия ставит ребенку оценку за работу. Денег за эту работу подростки не получают, более того, их родители могут иногда сами заплатить за то, чтобы сын работал на престижном предприятии, где уже достаточно желающих работать. Цель такой практики состоит в том, чтобы ребенок до окончания школы овладел хотя бы одной специальностью, получил навыки практической деятельности и был готов к самостоятельному существованию в обществе.
Как уже упоминалось, девочек примерно в 12-летнем возрасте одевают в хэджаб. Однако уже с первого класса они носят школьную форму, которая также является мусульманской одеждой и похожа на хэджаб. Таким образом они привыкают к одежде женщины в мусульманском обществе. С самого раннего возраста дети изучают в школе курс основ религии, который между прочим психологически подготавливает девочек к мысли о том, что мусульманскую одежду носить удобно и естественно. На школьном уровне это воспринимается как учебное предписание.
Мы, женщины западного мира, можем критически относиться к подобной одежде, подозревая, что она должна причинять массу неудобств. Однако мусульмане верят, что, помимо всего прочего, она играет консолидирующую роль в семье, поскольку женщины не открывают себя посторонним мужчинам. Они считают, что это способствует существованию большей привязанности между всеми членами семьи и росту взаимной любви, ибо дети во всем подражают родителям. Справедливости ради, следует отметить, что семейные и родственные узы в Иране гораздо крепче, чем в западных странах.
Интересно, что традиция покрытия головы не является изобретением ислама, как принято считать, она практиковалась еще во времена зороастризма до принятия мусульманства. И во времена правления шахов, когда проводилась политика усиленной европеизации страны, некоторые глубоко религиозные женщины продолжали прикрывать голову, а во времена правления отца последнего иранского шаха Мухаммеда Реза Пехлеви полицейские на улицах срывали с женщин мусульманскую одежду и рвали ее в клочья. При последнем шахе подобные акции уже не проводились, а после того, как в 1979 году в результате победы исламской революции Иран был объявлен исламской республикой, носить хэджаб стало обязательным для иранских женщин, а покрывать голову в стране должны даже иностранки.
Итак, вернемся к школам. Раньше практически все школы в Иране были государственными, а в течение последних 10 лет в стране открылось большое количество частных. Школ с пансионом и проживанием в Иране нет. Если ребенок в результате несчастного случая или по любой другой причине теряет родителей, его, как правило, усыновляют или удочеряют родственники и государству не приходится им заниматься.
После окончания школы, женившись или выйдя замуж, взрослые дети покидают родительский дом, если материальное положение позволяет им это. Если нет — молодая семья продолжает жить с родителями. Женятся в Иране рано (ислам рекомендует ранние браки), начиная с 17 лет.
Добрачные половые отношения в стране глубоко осуждаются, пожалуй, этим и объясняются столь ранние браки. Для иранской девушки секс до брака — большой позор, и если такое произошло, молодые люди должны обязательно пожениться, иначе у девушки практически не остается шансов выйти замуж. Если молодой человек отказывается жениться, девушка имеет право подать на него в суд и он будет наказан.
В Иране не встретишь на улице или в общественном месте целующуюся парочку, девушка и парень даже не держатся за руки: в этой стране не принято выставлять чувства напоказ, афишировать свои отношения. По мусульманским традициям существует два круга лиц: позволительный и непозволительный. К первому относятся отец, мать, жена, муж, сестра, брат, дети. И эти люди подают друг другу руку при выходе из транспорта, обнимаются и целуются при встрече и прощании. Однако прикасаться к посторонним женщинам и мужчинам в Иране не принято, поэтому, даже возвращаясь с работы со своей коллегой, иранский мужчина не подаст ей руки при выходе из автобуса. Однако если, к примеру, в летнюю жару или зимний холод мужчина за рулем собственной машины увидит одиноко стоящую на остановке женщину, он может предложить довезти ее до дома или пункта назначения, и она, не опасаясь, примет его предложение.
Родители в Иране пользуются непререкаемым авторитетом и глубоко почитаются. К ним обычно обращаются на «вы» и до достижения совершеннолетия их наставления являются для ребенка обязательными. Ребенок может высказывать свое мнение, но грубые споры, пререкания, повышение голоса по отношению к родителям недопустимы.
Поощряется гармоническое воспитание детей, с этой целью существуют школы искусств, музыки, спортивные школы. В Иране отсутствуют балетные спектакли и современное балетное искусство из-за традиции ислама не обнажать себя перед посторонними. Драматических театров много.
Посылать детей на учебу в зарубежные страны в Иране не принято до достижения ими совершеннолетия, зато получение высшего образования за рубежом с целью изучения другого языка и культуры вполне поощряется.
В последнее десятилетие Ирану пришлось столкнуться с еще одной проблемой в воспитании детей — наркотиками. Они проникают в страну из крупнейших центров производства наркотических веществ Афганистана и Пакистана. В младшем возрасте наркотики вряд ли доступны детям, однако подростковый и старше опасны в этом отношении. Государство проводит весьма жесткую борьбу с употреблением и распространением наркотиков: человек, уличенный в продаже даже самой незначительной дозы, незамедлительно приговаривается к смертной казни. Наркоманов не принимают ни на работу, ни на учебу. Даже при заключении брака обязательным является предоставление справки о том, что молодые люди не страдают наркоманией. Средства массовой информации уделяют большое внимание борьбе с этим недугом и даже в своих детских и подростковых программах пропагандируют здоровый образ жизни.