Мы часто запрограммированы на стереотипы, видим только два цвета: белый и черный, а ведь сколько кругом оттенков. Если ты чего-то не знаешь, не понимаешь, то это не обязательно плохо.
Спрячу тебя за высоким забором?
Пригородная электричка мчала подальше от городской суеты и шума. В ворзельском лесу, на территории бывшего пионерского лагеря второй год как открылась католическая семинария.
В стране, где более семидесяти лет большинство населения было воинствующими атеистами, крушившими храмы и святыни - вдруг резкий поворот на 180 градусов. Все - от экс-аппаратчиков до демократов - выставляют напоказ свою набожность: крестятся, стоят со свечками на службах. Стало чуть ли не правилом хорошего тона свой крестик выставлять на всеобщее обозрение, чем массивнее, тем лучше. Что это - фарс, мода? Если раньше в церковь ходили старушки, то сейчас молодежь, ищущая свободу духа, истины, религию. Наше сознание хаотически разрывается в разные стороны.
Почему молодые парни выбирают тернистый путь священника, сознательно отказываясь от семейного счастья, отдаляясь от родственников, а посвящают свою жизнь служению Богу? Какие они: грустно-сосредоточенные, отрешенные, в молитвах все время изучающие теологические дисциплины? Представляла их в виде этаких диогенов-аскетов, живущих за двухметровым глухим забором.
С такими мыслями не заметила, как пришла к цели. На табличке значилось: «Высшая духовная семинария Святейшего Сердца Иисуса». Мои стереотипы начали разрушаться на первой минуте. Вся территория - как на ладони, кругом идет строительство, даже в центральном корпусе, где живут семинаристы и преподаватели, заканчивают отделку достроенного третьего этажа. Поднимаюсь по лестнице, кругом тишина, идут занятия. Нос улавливает запах чего-то вкусного, на кухне хозяйничает женщина. От нее узнаю, что Отец Ректор у строителей, скоро будет.
Ну что ж, есть возможность осмотреться: просторный холл, на стене икона Иисуса Милосердного, на столике свежие газеты, в углу в резной тумбе телевизор, возле телефона книга, в которую записывают телефонные переговоры (их семинаристы оплачивают за свой счет). Из доски объявлений узнаю, что учащиеся получают высшее образование на уровне Богословского института, и рядом - распорядок дня. В 6.00 - подъем, полчаса - медитация, в 8.30 начинаются лекции, в полдень молитва, обед и отдых, затем самоподготовка, получасовой перерыв на прогулку и опять «грызть» гранит науки, затем чтение Святого Писания. В 18.30 - ужин, свободное время, в 20.30 - духовное чтение, в 21.00 - богослужение, а в 22.00 -отбой. В четверг меньше читают лекций, это день для самоподготовки. Воскресенье - выходной.
Я бесконечной веры полн
Появляется Отец Ректор (Ришард Шмист) - энергичный, сразу располагающий к себе человек. В его кабинете одна стена от пола до потолка заставлена полками с книгами на семи языках, на письменном столе телефон-факс, компьютер, а на подоконнике - магнитофон. На рой моих вопросов отвечает обстоятельно.
Семинария существует второй год, учится в ней 15 человек: 8 на нулевом, подготовительном курсе и 7 на первом, имеет статус теологического института и чтобы получить высшее образование, нужно проучиться семь лет. Учатся ребята из разных уголков Украины, возраст - от 18 до 30 лет. При поступлении сдают экзамены в форме собеседования, проходят тестирование, показывают, как хорошо владеют украинским языком, и предоставляют рекомендацию священника.
В основном из религиозных семей, хотя не все родители приветствуют выбор сына. Он уходит из обычной жизни, никогда не будет иметь своей собственной семьи, жены, детей. Именно поэтому за годы учебы семинарист должен разобраться в себе, тот ли путь выбрал, подготовиться к жизни, посвященной служению Богу. В любой момент он может уйти, но лучше, чтобы это произошло, пока не принял сан, ведь жить с раной в душе трудно. Быть священником - не профессия, а призвание.
Первое, что бросается в глаза при общении с преподавателями, - их высочайший интеллектуальный уровень, соединяющий энциклопедические знания как в философско-теологических, политических, экономических и общественных науках, так и в вопросах культуры и искусства.
Кроме профилирующих богословских дисциплин, семинаристы изучают историю Украины, психологию, информатику, фонетику, теорию познания, философию, латынь, греческий, польский, украинский, итальянский, немецкий языки, а со второго курса еще английский и французский. Причем на иностранных языках они свободно общаются, слушают лекции. Ребятам преподают основы музыки, учат каллиграфии, привлекая лучших специалистов как духовного звания, так и из светских учебных заведений. Семинария пока в стадии строительства, поэтому ежедневно помогают на стройке. Из-за отсутствия денег неизвестно, на сколько этот процесс затянется. Да, с такими нагрузками эти хлопцы еле до подушки доходят, бедные… В эту минуту звучит звонок, за дверьми возня, смех, приятный баритон напевает: «Что наша жизнь - игра!»
Они совсем еще мальчишки, многие и не влюблялись ни разу. А если станет выбор между любовью к Богу и чувством к женщине, что тогда? «Никто на него давить не будет, пусть, если захочет, создает семью, благословлю, обвенчаю, - говорит Отец Ришард. - Они здоровые, живые люди, никто не навязывает решений, этот путь они выбирают осознанно».
Не похожий на тебя
Для меня было неожиданностью вместо мужчин в сутанах увидеть ребят в свитерах и джинсах, некоторых при галстуке и пиджаке. Встретив за воротами семинарии, ни за что бы не назвала их семинаристами. Обычные студенты, в свободное время гоняющие мяч на футбольном поле, плавающие в бассейне, играющие на гитаре. Сутана появится на втором курсе, но, выходя за территорию, разрешено переодеваться в гражданскую одежду.
Отец Ришард как настоящий экскурсовод показывал свои владения. Небольшая молельня, где у каждого семинариста есть свое место, столовая с двумя длинными столами, классы-аудитории, отдельная компьютерная комната, оборудованная по последнему слову техники, комнаты на 3-4 человека трудно назвать кельями. Ребята сами устраивают свой быт, стирают, убирают. Дисциплина напоминает армейскую, подчинение по старшинству - и студенты-семинаристы, и многие преподаватели живут под одной крышей, каждый на виду. За непослушание на хлеб и воду не сажают, действуют методом убеждения. За неуспеваемость не отчисляют, т.к. все достаточно хорошо учатся, а если кто-то чуть отстал, то помогают индивидуальными занятиями.
Стипендию не получают, тут можно рассчитывать на родителей и пожертвования. Все пожитки умещаются в одной сумке. На каникулы после окончания семестра ездят домой. Радио и телевидение не запрещены, смотрят информационные передачи, фильмы, концерты. Поклонников мыльных сериалов не нашла. По воскресеньям ездят на службу в Киев в собор Святого Александра, посещают выставки, музеи - и назад, домой. Да, именно домом называют свою семинарию.
В перерывах между лекциями назойливо пристаю с вопросом, почему они здесь. Ответы как по шаблону: почувствовал, что именно это моя дорога, о своей любви к Богу и т.д. Потом идут некоторые вариации. Один к этой мысли пришел постепенно, служа в армии, другой - впервые в 16-летнем возрасте переступив порог костела, третий задумался, когда пришел черед решить, куда идти учиться, кем быть. Не у всех родители с пониманием, толерантно отнеслись к выбору сына, некоторым пришлось выдержать огромный прессинг, уговоры, слезы.
Ребята не курят, не пьют алкогольные напитки, борются со своими вредными привычками, в любое время суток могут прийти за советом, поговорить о наболевшем с Отцом Ректором. Если возникнут сексуальные проблемы, должны научиться руководить своими чувствами, мыслями, поступками.
Познавая себя, лучше поймешь другого
У каждого человека свои критерии счастья. Преподаватели семинарии счастливы своей работой. Ректор Ришард приехал из Польши, взяв с собой лишь книги. К своему призванию шел постепенно, после школы поступил в медицинский, потом закончил технический вуз и наконец семинарию. Чувствует себя счастливым, когда может помочь своим студентам и прихожанам, когда после исповеди человек находит выход из тупика, облегчает душу, высшая награда - улыбка на лице. Свою счастливую дорогу ищут семинаристы, они только в начале пути. Высокие стены возводит не Бог, а cами люди. Познавая себя, лучше поймешь другого.