Ныне ходит много разговоров о небывалых благах, которыми пользуются государственные служащие, имеющие особый, законом установленный статус. Однако на поверку подобные разговоры оказываются не чем иным, как запоздалыми слухами. Еще бы, с момента принятия соответствующего закона прошло более десяти лет. Закон принимался, когда в общественной памяти еще имелись остатки былой формации. И вот уже который год он будоражит мнение обывательской части нашего электората. Практически такое понятие, как льготы для госслужащих, давно лишено всякого смысла, но на бумаге-то оно существует. Вот и бурлит нередко общественность как бы в праведном гневе, хотя на самом деле разговоры на эту тему совершенно беспредметны.
Что такое само это понятие — государственный служащий? Следует отметить, что в любом деле имеются работники, которым дают то или иное наименование. В данном случае к категории государственных служащих относятся те работники, которые своим трудом оказывают содействие выполнению государственных задач, решаемых структурами власти. И если в обиходе принято считать, что власть — это где-то в Киеве, то, трезво взглянув на ситуацию, следует признать другое. Власть — это прежде всего аппарат государственных чиновников на местах. Именно здесь, что называется, на земле, решаются все вопросы жизни, и не только граждан, которым приходиться обращаться в местные структуры власти. От того, насколько профессионально подготовлен к выполнению своих функций низовой госслужащий, а самое главное, как он их выполняет, складывается различное мнение клиентов об органах власти.
Среда госслужащих состоит из руководителей и специалистов. Здесь в целом пропорция примерно составляет в среднем один к пяти. Естественно, львиная доля рутинно-управленческой работы отводится рукам и головам специалистов, которым приходится по нескольку раз переделывать проекты одного и того же документа, чтобы угодить начальству. За всю эту кропотливую работу специалисты госслужбы на местах ныне получают зарплату ниже средней по области. В то же время руководители даже самого низшего эшелона материально обеспечены более-менее прилично. И совсем до боли неприлично на этом фоне выглядит оплата труда самого главного чиновника: он получает за свой труд почти в сорок раз выше госслужащего низшего звена. К примеру, в западных странах этот показатель представлен пропорцией один к десяти. Но, очевидно, там другие условия жизни.
Из-за столь низкой зарплаты на работу в качестве специалистов подбираются в основном юноши и девушки, недавние выпускники вузов. Поэтому о каком-то их государственном патриотизме говорить не приходиться. Хотя они иногда решают весьма и весьма сложные задачи, в основе которых нередко жизнь человека.
До недавнего времени специалисты органов власти работали в надежде, кроме служебного роста, когда-нибудь получить пенсию госслужащего, которая могла быть без ограничения в пределах 90% от зарплаты при стаже работы на государство более 20 лет. Однако последние заявления народных депутатов (они тоже госслужащие, но уж никак не нуждающиеся в получении отраслевой пенсии — для них все устраивается в ходе деятельности!) свидетельствует о том, что над госпенсией нависла угроза ликвидации.
Чем ныне можно удержать высококвалифицированного специалиста на госслужбе? Ведь практически никаких льгот они не имеют. В годы, предшествующие независимости Украины, многие шли на работу во власть, чтобы быстро получить квартиру и иметь кое-какие другие льготы. Ничего этого нет сейчас, как и другого, что записано в соответствующем Законе Украины «О государственной службе».
И уж совсем абсурдно выглядит норма законодательства, согласно которой любому госслужащему запрещено заниматься другим видом деятельности, приносящим прибыль, кроме творческой, преподавательской и медицинской практики. Поэтому если вы пишите книгу, а затем удачно ее продаете, то сможете получить прибавку к семейному бюджету. А вот как специалист по ремонту бытовой техники или автомобилей (это ли не творчество!) не смейте работать после трудового дня. Пусть бы это касалось руководителей, которые могут жить сносно. Но представим себе, что специалист сельсовета вырастила на своем участке в селе картошку, а вот избыток ее продать не может. Где логика?
Недавно вроде бы прошла реформа оплаты труда государственных служащих. Однако фактически она коснулась лишь руководителей, которым в несколько раз подняли должностные оклады. Что же касается специалистов, то им оклады подняли, но при этом оставили прежний фонд оплаты. Поэтому руководители, чтобы выполнить директиву центра, решили вопрос как всегда: оклады — это святое, но вот должностные надбавки и премии убрали. Таким образом, то на то и вышло — рядовые сотрудники от реформы фактически ничего не получили.
Вот такие дела происходят в нашем властном зазеркалье, и жаловаться по этому поводу госслужащим некуда. Кого не устраивает — можете попытать счастья в другом месте. Да вот только кто и когда сможет ответить, как сказывается подобная экономия в зарплатах госчиновников на состоянии самочувствия граждан и, самое главное, — на их кошельках?