Вы можете себе представить человека (семью), не смотрящего телевизор хотя бы раз в неделю? Удастся ли вам насчитать десяток таких людей среди вашего окружения? Мелькание картинок, постоянное движение, действие, более или менее важные события завораживают, привлекают и остаются с нами надолго. Психолог Анри Валлон описывает этот феномен, когда невозможно выключить телевизор: «Мы не можем отвести глаза от экрана, не только опасаясь потерять нить смысла, но и в связи с влиянием самого аттракциона движения, который отдает приказы нашему вниманию, чувствам, нашей визуальной сфере ничего не упустить. Это возбуждение включает зрителя в экранный поток. Результатом является полнота слияния «я» с экранным миром».
Однажды случайная знакомая жаловалась мне на свою супружескую жизнь: и то муж делает не так, и другое, и поздно приходит домой, и все выходные проводит с друзьями... В каждой описываемой сцене фигурировал один постоянный персонаж — телевизор. Поссорились — и она пошла смотреть телевизор, потом не смогла заснуть — снова телевизор, потом муж задерживается, она волнуется и смотрит телевизор, а потом они выбирали, что смотреть, и... снова поссорились.
Этапы развития воспринимающего устройства
Ребенок рождается со стремлением познавать мир. Следовательно, с широко раскрытыми глазами и навостренными ушами. В доме, где часто включают телевизор, еще в кроватке он слышит шум из угла, в котором обычно стоит устройство. А потом первое, к чему малыш подползет, встанет рядом и кнопку чего освоит, — будет наш герой, телевизор. Мельтешащие картинки, красивые мелодии — замечательное поле для развития органов чувств.
В возрасте 2—3 лет у ребенка сенситивный (наиболее благоприятный для развития) период для восприятия рекламы. Короткий и яркий сюжет, красивая музыка, четкие образы и очень лаконичный слоган — именно то, что нужно для развития памяти и речи. Блок рекламы хорошо выделяется из остального телепотока повышенной громкостью, поэтому ребенок легко его узнает и сразу активно реагирует. Именно в этом возрасте формируются основные модели мировосприятия (например, женщина любит чистоту, а мужчина любит женщин и пиво) и образы мира (корова может быть как Милка или как Ласуня, большинство животных любят танцевать, а дельфины любят йогурты).
В 3—4-летнем возрасте человек ориентирован на восприятие небольших сюжетов, взаимодействий между людьми. Для него важно понять мотивы того или иного поведения. Например, проблемным для такого малыша может стать, почему дяди на экране дерутся. Запоминаются эпизоды, в которых люди проявляют особую отвагу. В это время развивается разговорное творчество. Ребенок не просто пересказывает или перепевает рекламные слоганы, но и конструирует свои варианты с использованием усвоенной лексики.
Возраст 5—7 лет — время, когда учатся воспринимать сложность сюжетных линий и ролевых репертуаров. Ведущие и герои передач становятся персонажами внутреннего мира ребенка, роли и поведение, демонстрируемые ими, — основой для собственных игр и перевоплощений. Лучше всего воспринимается простая сюжетная конструкция: кого-то хорошего обидели, негодяй будет наказан спасателем. Развитие событий привлекает ребенка независимо от того, будут это японские роботы или русские бандиты.
Дети младшего подросткового возраста (7—11 лет) требуют максимума материала для создания всеобъемлющей картины мира. Источником информации служит все увиденное: и фантастические сериалы, и псевдоисторические фэнтези, и шоу-викторины. Каждый из ключевых фактов подлежит проверке в кругу ровесников. Доверия заслуживает то, в чем уверено большинство. Нет, например, сомнений в реальном существовании в истории такого персонажа как Конан, территорий Шир и Ардор, а также в том, что лазером можно превратить привидение в человека.
Время начала полового созревания (12—15 лет) смещает интерес человека к социальным атрибутам успеха и к проблемам взаимодействия полов. Увиденные отношения станут моделью для собственных попыток построить интимность. Это время резких суждений, неприятия полутонов. Поэтому модель мужского поведения должна быть достаточно жесткой, сильной (он должен водить джип, метко стрелять, легко сходиться с женщинами, как делают герои «бандитских сериалов»). В этом возрасте формируется представление о таких временных вехах, как передачи или сериалы (например, пятница отличается от других дней тем, что выходит любимый сериал, а появление на экране продолжительных новостей свидетельствует о приближении вечера).
Поздний подростковый возраст и ранняя юность (15—18 лет) — время, когда человек впервые проявляет избирательность по отношению к просматриваемым образам и материалу. Большая часть фильмов и передач отвергаются как детские, слишком простые и скучные. Интересуют максимально наполненные событиями сюжеты (неожиданность, рекорд, красота, уродство, диковина, чудо, казус, тайна, запрет, скандал, риск, смерть, жестокость, катастрофа), в подобном срезе детей могут интересовать даже выпуски новостей. Пространные диалоги, показ природы, передачи с «говорящими головами» такие зрители считают пустой тратой времени. Зритель этого возраста осваивает технологию самостоятельного формирования «картинки» путем быстрого переключения каналов (zapping).
Коротко описанная здесь идеальная модель развития воспринимающего устройства «Ребенка из телепузика» в конкретных бытовых условиях (небольшое количество телевизионных каналов, плохое качество изображения и т.п.) может несколько изменяться. Чаще всего познавательные структуры и ментальные карты остаются базовыми, информация из дополнительных, не телевизионных, источников встраивается в существующие системы (перечитываются книги, по которым поставлены сериалы, в школе обсуждаются некоторые элементы истории, известной по предварительно виденным фильмам).
Некоторые родители удивляются, почему «Ребенок из телепузика» не воссоздает их систему ценностей, модели поведения. Они во всем обвиняют телевидение, требуют запрета всей рекламы или, по крайней мере, табачной и алкогольной как крайне опасной для их детей. Обвинения в большинстве своем необоснованные, поскольку предлагаемые телевидением ценности и идеалы с некоторыми оговорками можно считать принятыми в нашем обществе.
Обеспокоенным родителям предлагаем установить (вживить) воспринимающему устройству информационные фильтры. Такие фильтры позволят вашему ребенку отсеивать полезную информацию и критически воспринимать внушения, манипуляции, прямую рекламу. К сожалению, технологически невозможно быстро и безболезненно установить информационные фильтры в живой организм. Установлением фильтров в дальнейшем мы будем называть процесс наработки ребенком навыков сопротивления или рефлексии на получаемую с экрана информацию, которому (процессу) тем или иным образом помогают взрослые. Сложность вживления фильтров и неоднозначность технологий измерения их эффективности не позволяют давать никаких гарантий.
Виды фильтров и шаги по их установлению
Неограниченный доступ
Фильтр базируется на предположении, что ребенок сам все необходимое освоит тогда, когда нужно. Взрослые сравнивают себя с ребенком и считают, что информационные фильтры формируются у него как естественная реакция на излишек информации. Предостережением для такой позиции может быть лишь то, что люди старой, застойной закалки имеют встроенные информационные фильтры. Пионерские и комсомольские организации замечательно учили, насколько правда и собственные действия отличаются от того, что пишут в газетах или говорят с экрана. Родители детей с таким фильтром должны быть готовы не насаждать свои взгляды, а обсуждать их, подробно отвечать на вопросы малыша, если таковые возникают во время просмотра, аргументировать свои убеждения, учиться друг у друга.
Традиционный
Ребенку до старшего подросткового возраста запрещается просмотр телевизора после 21 часа, а также ограничивается его пребывание перед экраном определенным количеством часов. К сожалению, этот фильтр в последнее время показал свою неэффективность по следующим причинам: нежелательные сцены и рекламные ролики часто встречаются и в «разрешенное время». Ребенок с удовольствием нарушает норму времени перед экраном, как только остается дома один. Во время просмотра информация с экрана воспринимается жадно, без внутреннего сопротивления или отбора, запрет кажется бессмысленным.
Этот фильтр чаще всего устанавливают жестким родительским тоном и сопровождают постоянными материнскими напоминаниями. Радикальные методы — ссора или временное выведение телевизора из строя.
Официальный
Предполагает запрет просмотра ребенком фильмов, обозначенных желтым треугольником и красным квадратом в правом нижнем углу экрана и в программе телепередач. Удобство этого фильтра состоит в том, что отбор передач для просмотра осуществлен кем-то свыше, опасность четко обозначена. Отрицательный аспект такой системы — то, что запрет действует только до начала подросткового негативизма. К тому же запрет должен распространяться и на старших членов семьи при наличии ребенка в квартире.
Фильтр этого типа устанавливается или так же, как «традиционный», или с помощью апеллирования к высшим авторитетам. Ребенку объясняют, что в мире есть ужасные и неприятные вещи, которые ему лучше не видеть, поэтому умные люди (Министерство культуры, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания) берегут его глаза и душу от ненужных впечатлений, вводя знаки предостережения. Для примера можно выбрать из программы что-то действительно кровавое и показать ребенку за два-три часа до сна. Этого времени как раз хватит, чтобы успокоить его после испуга и взять обещание никогда больше не смотреть программы со значками.
К сожалению, рекламные блоки, в которых используются обнаженное женское тело, интимные сцены, рекламируются алкогольные торговые марки, не обозначены никакими предупредительными знаками. Взрослым рекомендуется или самостоятельно каждый раз выключать рекламу, или применять для нее другие виды фильтров.
Как в кино, по программе
В семье вводится система выбора программ и фильмов для просмотра. По окончании привлекательного шоу телевизор выключается до начала нового фильма, который пожелало посмотреть большинство. Необходимо сразу при введении фильтра согласовать правила с членами всей семьи, определить количество передач или фильмов, которые будут просмотрены за неделю.
Фильтр неудобен, требует семейной интеграции. Сильный позитив его состоит в необходимости осуществлять и аргументировать свой выбор. Телепрограмма или фильм воспринимаются тогда наравне с выбором книги, походом в музей или кино. Человек учится выбирать развлечение, планировать свое время.
Обучение рефлексии
Фильтр предназначен для формирования сознательного критического отношения к демонстрируемому на экране. В случае с детьми младшего возраста хорошо срабатывает отказ покупать рекламируемые вещи. Ребенок кричит: «Хочу горсть таких конфет!», а родители в ответ говорят, что у него есть горсть других, нерекламируемых конфет, предлагают сравнить их по вкусу и самостоятельно сделать выбор. Позднее взрослые могут вместе с ребенком анализировать наиболее влиятельные образы, показывать, насколько они отличаются от действительности. Например, в течение фильма герой закурил 20 раз. Представьте, что будет с человеком, который за час выкурит пачку сигарет.
Неплохим способом формирования сопротивления телевизионным манипуляциям является игра «Что еще...». Например, в рекламе утверждается, что только это «волшебное средство» может способствовать крепкой дружбе (уюту в доме и т.п.). Попытайтесь вместе с ребенком перечислить еще двадцать вещей или действий, необходимых для настоящей дружбы (счастья, уюта, успеха и т.п.).
Для подростков полезной может быть игра в рекламного агента. Ребенку предлагается разработать рекламу какого-то товара (пива, например). В описании-задании указывается, на какую аудиторию должна быть направлена эта реклама (подростки и студенты в нашем случае), чего им ни в коем случае не следует говорить о товаре.
Использование такого фильтра требует критического отношения к телевизионным сообщениям одного из родителей и его готовности тратить на общение с ребенком хотя бы 30 минут в день.
Радикальный
Как это ни трудно представить, но существуют люди и целые семьи, которые не смотрят телевизор. Мультфильмы и художественные фильмы они смотрят специально в кинотеатрах или у друзей, новости узнают по радио или Интернету.
Резкое и одномоментное установление такого фильтра возможно лишь тогда, когда все члены семьи поверят в неисправность телевизора и нехватку денег на приобретение нового. Несколько недель без «удобного окна» могут дать семье шанс на постепенное высвобождение значительного количества времени. Инициатор подобной небольшой семейной революции должен быть готов предложить варианты заполнения свободного времени (книги, отдых на свежем воздухе, подзабытые настольные игры).
Наладка фильтров при изменении условий
Каждый возраст требует введения новых фильтров. Одновременно с установлением информационных фильтров взрослым рекомендуется читать и обсуждать с ребенком прочитанное, посещать места культурного отдыха (театры, музеи) не реже чем раз в две недели.