Удивительная это штука - популярность. Попробуй определи, чем она вызвана. Вот хотя бы в спорте. Ну футбол - дело понятное: всенародная игра. А другие виды? Может быть, чем выше результаты, тем больше популярность? Ан нет. Вот лежат передо мной списки десятков лучших спортсменов страны, определенных Госкомспортом Украины, отдельно среди мужчин и среди женщин. Там и там с первыми номерами все понятно - Сергей Бубка и Жанна Пинтусевич. А дальше вряд ли логикой можно пояснить, почему серебряный призер зимнего чемпионата мира по легкой атлетике Инга Бабакова стоит выше абсолютной чемпионки мира и Европы Елены Витриченко и чемпионок мира и Европы, признанных к тому же лучшими яхтсменками 1997 года в мире Русланы Таран и Алены Пахольчик. Причем если Витриченко еще поставили на третью позицию, то мастериц паруса задвинули на девятую, поместив впереди них еще и бронзовых призерок чемпионата мира по академической гребле. Мне, например, за парусный спорт обидно. В минувшем сезоне он принес Украине немало наград. Лучшими в зачете Евролимпа признаны все те же Таран, Пахольчик, экипаж «Солинга» в составе Сергея Пичугина, Владимира Короткова, Дмитрия Ярового, на призовых местах в классе «470» Евгений Браславец, Игорь Матвиенко и Влада Крачун, Наталья Гапанович. Так кто же виноват в том, что этих имен вообще нет в списке лучших за прошедший год? Все та же пресловутая популярность вида? А что же ее определяет?
Может быть, виноваты и мы, журналисты, в своих увлечениях больше пишущие о тех видах, которые нам ближе, и мало пропагандирующие другие? Кто знает, кто знает… Во искупление вины мнимой или истинной предлагаю читателям познакомиться поближе с экипажем Сергея Пичугина, обладателя золотых медалей Евролимпа, чемпионата Европы.
После Олимпийских игр в составе экипажа произошли изменения. Много лет он был неизменным. Но вот ушел из активного спорта Сергей Хайндрава, и перед рулевым встал вопрос, кем заменить. Ведь на «Солинге» команда состоит из троих... Киевлянин Пичугин, естественно, обратил свое внимание на земляков. Что бы там ни говорили, но парусный спорт в Киеве популярен. В нескольких детских спортивных школах работают опытные тренеры, а значит, есть и отдача. И прошлой весной Пичугин пригласил сразу нескольких молодых яхтсменов для совместных тренировок. В первых регатах выступал один, потом его заменил другой. До конца сезона вроде бы закрепился в экипаже Дима Яровой. Я спросила у Пичугина:
- Этот вариант команды окончательный?
- Совсем не обязательно. Мы приглашаем проверить себя и других молодых спортсменов. Даем шанс всем, кто хочет завоевать себе место в нашей команде.
- Так может быть, таким образом составится со временем еще один, молодежный вариант экипажа? И будет у вас тогда дома спарринг-партнер.
- А почему бы и нет? И не только дома.
Дело в том, что во всех крупных соревнованиях от страны, как правило, выступают несколько экипажей. Соперники-то они соперники, но если надо, могут и помочь друг другу, оттереть конкурента. Пичугин же всегда выступает один. У нас в Украине просто нет другого экипажа в классе «Солинг». Казалось бы, радуйся, никто с тобой не соперничает, а оказывается, радоваться особенно нечему. Вот также и поэтому Сергей уже присмотрел для стажировки четырех кандидатов. А когда я снова спросила о перспективах создания второй команды, ответил, что мало иметь яхтсменов, необходима лодка со всем вооружением. А «Солинг» - очень дорогая яхта. Правда, класс этот отличается еще и завидной стабильностью, поэтому не приходится чуть ли не каждый сезон обновлять материальную часть. Так что один раз потраченные деньги служат продолжительное время, то есть затраты окупаются. Увы, государство денег на парусный спорт практически не дает, а вот потенциальный спонсор должен еще понять, в чем его выгода. У экипажа Пичугина такие надежные друзья есть: купили яхту, финансируют участие в соревнованиях.
- Да они, скорее, не спонсоры, а соучастники наших успехов, - говорил мне Пичугин, когда я его расспрашивала о взаимоотношениях со спонсорами. - Вы же знаете, что в свое время мы с Андреичевым вместе гонялись на киевских дистанциях. Потом я полностью ушел в спорт, а он избрал другой путь. Теперь руководит крупнейшим предприятием - на бумаге его фирмы ИСА печатаются, пожалуй, все украинские газеты. А в свободное время по-прежнему увлекается парусом. Весь мой экипаж с удовольствием ходит на его крейсерской яхте «Мадонна», участвует в городских регатах. Между прочим, для нас это неплохая тренировка.
- Кстати, Сергей, вы ведь не только на «Солинге» стартуете?
- Да, если есть возможность, принимаю участие в международных регатах в других классах. Разнообразные условия соревнований. Многодневные гонки обостряют чувство ветра, волны, добавляют в копилку опыта. Такими возможностями не пренебрегают ведущие яхтсмены мира. Посмотрите, вот сейчас в кругосветной крейсерской гонке Уитбред идет целая компания олимпийцев - Рей Хейни, Поль Кайяр, Деннис Коннер, Гуннар Крантц. Все они известны успехами в олимпийских классах. Отлично себя чувствуют и в роли шкиперов на больших парусниках. Парусный спорт при всем его разнообразии един: соперничество не только с конкурентами, но и с природой: ветром, морем, волной. И чем чаще ты выходишь на дистанцию, тем острее твое понимание всех этих факторов. Тем ближе ты к победе.
Сергей Пичугин в своем активе имеет достаточный список удачных регат. Но вот нет в нем олимпийского успеха, хотя дважды стартовал в Олимпийских играх. Спросила его, будет ли стремиться к завоеванию и этого титула? А в ответ услышала:
- К результату нужно стремиться постоянно. Сегодня ты победил, а завтра об этом уже забыли. Спортсмены, которые не подтверждают постоянно свой класс новыми успехами, обречены. Знаете, мне вообще кажется, что не так интересен сам результат, как путь к нему.
Вот такое неожиданное заявление от человека, который известен своим очень настойчивым характером в достижении цели. Может быть, если у нас будет больше таких настырных в лучшем смысле слова мастеров, то и вид спорта станет популярнее?
Зимний перерыв в стартах у яхтсменов очень невелик. Только отпразднуют Рождество, и попрощаются с родными пенатами и наши лидеры класса «470» Руслана Таран, Алена Пахольчик и Евгений Браславец, Игорь Матвиенко. Отправятся искать спортивное счастье Влада Крачун и Наталья Гапанович. Не засидится дома Юрий Токовой, по итогам прошлого сезона занявший шестую строчку в мировом рейтинге класса «Финн». На арендованной лодке начнут сезон Родион Лцука и Георгий Леончук: им не повезло. В самом конце сезона на Сиднейской регате в их яхту угодила молния. И теперь единственный в Украине «49-er» требует не просто ремонта, а восстановления. Да, и такое случается, что молнии выбирают своей мишенью мачты яхт. Слава Богу, что спортсмены остались целы, их только выкинуло за борт. Кстати, в той регате пострадало несколько суден этого класса, и теперь специалисты ломают голову над тем, не провоцируют ли материалы, из которых изготовлены лодки, такой прицельный залп грозы.
У Сергея Пичугина тоже планы на новый сезон расписаны. Для начала в марте планирует выступить в чемпионате мира в Арабских Эмиратах. И в ближайшие дни отправляется в теплые моря, чтобы начать подготовку к сезону. Путь к результату продолжается.