Продажный Интернет

28 октября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 42, 28 октября-4 ноября 2005г.
Отправить
Отправить

Какой же славянин не мечтает о скатерти-самобранке! Чтобы по первому же требованию появлялось все, чего пожелаешь, к тому же первой свежести...

Какой же славянин не мечтает о скатерти-самобранке! Чтобы по первому же требованию появлялось все, чего пожелаешь, к тому же первой свежести. Особенно сильно и навязчиво проявляют себя такие мечты у той части населения, которая ощущает, что, учитывая размер среднемесячного дохода, может позволить себе потреблять немного больше, чем продукты из соседнего гастронома. Нет-нет, упаси Господи, не однокомнатную квартиру на окраинах стольного града, на которую официальную президентскую зарплату нужно собирать больше года без затрат на кефир и булочки, а просто какие-нибудь мелочи — новый фильм на диске, хорошую книжку или, в конце концов, бутылку вина. Поэтому всенародно декларированная возможность «за один клик мышки» купить в Интернете именно то, чего желаешь, вызывает обоснованное любопытство.

И родной украинский сектор Интернета, на первый взгляд, предлагает вполне достойный выбор: в любом каталоге сайтов раздел «интернет-магазины» хотя и не очень густо заселен, тем не менее пунктов содержит немало — сотни. Правда, присмотревшись к первым (то есть наиболее посещаемым) нескольким десяткам, кто-нибудь, близкий к ІТ, увидит массу «знакомых лиц». Дело в том, что именно компьютерные и более или менее сопредельные с ними фирмы (бытовая электроника, портативные аудиосистемы и т.д.) плотно оккупировали олимп украинского интернет-рынка. Что и не странно — кому же еще, как не «пролетариям клавиатур» и любителям гаджетов, быть первыми в «высокотехнологической форме торговли»? Близко к «железным» магазинам по популярности, а следовательно, и «густозаселенности» и конкуренции, стоят и «диски» — с программным обеспечением, аудио- и видеоконтентом. Именно виртуальные магазины можно рекомендовать обычному покупателю при покупке соответствующей продукции. Конечно, в некоторых из них хамское обслуживание, цены на сайте не отвечают реальным, а служба доставки раз и навсегда потерялась во времени и пространстве. Тем не менее есть и масса противоположных примеров. То есть все, как и в «реале», — нужно найти магазин с удовлетворительным уровнем сервиса и цен и без надобности его не менять. Хорошо, что ценовой уровень, благодаря электронным «коллекторам прайс-листов», выбрать нетрудно.

Весьма популярными в Украине являются и книжные интернет-магазины. Правда, здесь есть нюанс. От электронной торговли пользователи ожидают определенных специфических особенностей. Разумеется, что страницы сайта обходятся намного дешевле, чем большие салоны в центре города с продавцами, а потому накладные затраты (и, соответственно, цена) в виртуальном магазине, казалось, должны быть ниже, а ассортимент — более широким. Тем не менее, если ассортимент в целом устраивает, то цены часто бывают просто неприличными. Выше, чем на книжном рынке. А все потому, что ощутимая часть украинских книжных магазинов является официальными или фактическими филиалами магазинов российских. Следовательно, к приобретенным в России книгам прибавляется стоимость искусственной их переправки в Украину и собственная накрутка. Выходит грустно.

При этом надо отметить, что в подавляющем большинстве даже относительно успешные «железные» и книжно-дисковые виртуальные магазины Украины собственно интернет-магазинами в полном смысле слова (то есть теми, где можно осуществить покупку от начала и до конца, а дальше только ждать доставки) не являются и, кажется, такими становиться пока не собираются. Есть как минимум одна весомая причина этого. В Украине отсутствуют в самом деле популярные платежные системы. И российская Webmoney (хотя, пардон, почему российская, зарегистрирована она в Белизе), и, тем более, заморский PayPal, которым пользуется почти весь мир, на нашей почве прижились крайне плохо. Да и не тот уровень доверия к большинству магазинов, чтобы давать им стопроцентную предоплату. При этом нельзя сказать, что страхи пользователей совсем необоснованы. То есть товар, конечно, большинство магазинов все-таки привезет, но в случае выявления, например, мелких дефектов искать «крайнего» придется долго, и есть большой шанс в конце концов увидеть его в зеркале. А перспектива похода в банк с распечатанным бланком для оплаты по счету убивает саму идею. Какая уже разница — банк или обычный магазин? Доверять номер кредитной карточки, даже в тех случаях, когда банк предоставляет возможность трансакций через Интернет, пользователь тоже не спешит. Поэтому самым популярным остается обмен «деньги—товар» непосредственно с курьером, что, собственно, заканчивает процесс «почти виртуальной» торговли.

Но не только «железом», дисками и книжками живет человек. Иногда хочется чего-то более приземленного, а может, даже съестного. Разумеется, что искать сайт гастронома за углом было бы наивно, тем не менее возможность, по крайней мере теоретическая, приобрести через Интернет и банальную еду вместе с напитками существует.

Большие и мощные сети супермаркетов, «реальные» залы которых на протяжении дня посещают тысячи, если не десятки тысяч покупателей, обычно имеют свои виртуальные филиалы. На первый взгляд, большинство из них весьма солидные: большие сайты со сложной системой рубрикации, симпатичный дизайн — ничто вроде не предвещает плохого. Первой трещиной на парадном фасаде оказываются крайне небольшие числа на счетчиках посещаемости (там, где они, конечно, есть) — в лучшем случае, две-три сотни. Возникает мысль: «Пожалуй, не дорос наш народ до высот технического прогресса». На первом сайте, куда довелось попасть, на этом почти все и закончилось. Поскольку любая попытка зайти в каталог товаров приводила к сообщению «Диалоговое окно веб-страницы — ошибка объекта». Три разные браузера и подключения к двум разным провайдерам ситуации не изменили — не судьба. Товары можно было найти лишь через процедуру поиска — и их на сайте было много. Только по слову «сыр» выдавалось несколько десятков ссылок. Однако при попытке что-нибудь купить «объект» снова «ошибался». И это, заметьте, сайт вполне приличной сети супермаркетов, где автор и сам с удовольствием покупает если и не всю провизию, то по крайней мере алкоголь и кофе. Сайты двух других сетей супермаркетов сделаны были лучше, и все в них будто бы работало, хотя и очень медленно. Тем не менее в первом случае, хоть и через шесть часов после заказа, но все же позвонил менеджер и сказал, что из семнадцати наименований заказанного товара имеются только девять. Во втором случае так и не удалось дождаться реакции. На вторые сутки пришлось позвонить самому, и менеджер ненавязчиво предложил... продублировать заказ по электронной почте по адресу info@большой-супермаркет.com. Хватило терпения даже на это, и, возможно, в результате дело закончилось бы покупкой, но через полчаса пришел ответ от почтового робота, который категорическим тоном сообщил: такого адреса он не знает.

Учитывая, что сетей супермаркетов в Украине не так уж и много, то и трех упражнений достаточно для определенных выводов. Купить что-либо в супермаркете через виртуальный магазин можно только если очень повезет. То есть сайты, возможно, когда-нибудь отремонтируют и даже расскажут менеджерам, каков на самом деле электронный адрес магазина. Но без системной политики, направленной на более активное использование виртуального магазина, каталог товаров, например, вряд ли будет обновляться регулярно. Разумеется, ассортимент в супермаркете большой, и оперативно делать это сложно и недешево. Но если этого не делать, то покупать через Интернет люди не будут. И если виртуальный магазин, по сути, просто не работает, то ради чего было тратить деньги, и немалые, на создание торгового портала, заполнение его информацией и месяц за месяцем платить за хостинг для этих громадных памятников разочарованию в высоких технологиях?

Стандартные, унифицированные товары, особенно, в том случае, если их потребительские качества могут быть хорошо представлены в Интернете (по крайней мере, не хуже, чем в «оффлайне» — поскольку, например, залезть в банку с маслинами и попробовать одну-две вам не дадут и в супермаркете), являются бесспорными фаворитами виртуальной торговли. Разумеется, что обычные магазины никуда не денутся — даже самая высокая технология в ближайшем будущем не заменит тактильных ощущений, равно как и самая массовая не охватит все без исключения население. Кроме того, большое количество повседневных вещей — одежда, обувь, собственно, любой товар, требующий примерки и «прощупывания», — слишком хорошо продаваться через Интернет не будет. Тем не менее пространство для успешных экспериментов, учитывая размеры и темпы увеличения интернет-аудитории в Украине, существует немалое. А тому, кто первым поймает благоприятный ветер, сожалеть, безусловно, не придется...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК