Как вас будут воспринимать люди, зависимые от рейтингов? По одежде или уму? Очевидно, что по одежде. А еще по марке автомобиля, роскоши вашего жилища, прическе и т.п. Они уверены, что именно так их и воспринимают. Но лозунг «Пусти пыль в глаза, и электорат твой» срабатывает на короткие дистанции. Поэтому, как бы хорошо ни относились у нас к новоизбранной власти, через несколько лет те, кто за нее голосовал, начинают ее же критиковать. Потому что период «папередніки винні» заканчивается. Люди не хотят пыли в глаза, хотят результатов и умных решений.
Придя к власти, команда Зеленского декларировала поддержку демократических реформ. Одна из них — реформа общественного вещания. Украина обязалась избавиться от государственных медиа как рудимента «совка». И какое же отношение сразу почувствовала команда «Суспільного», делавшая реформу, со стороны подавляющего большинства представителей новой власти? Непонимание миссии «Суспільного», сути реформы и проблем ее воплощения. Все это команду Зеленского не интересовало. С самого начала, с июня 2019-го ее интересовали лишь рейтинги флагманского телеканала «UA:Перший». Пренебрежение к «Суспільному» звучало в выступлениях президента, главы офиса президента, его заместителей, народных депутатов монобольшинства. Глава государства, рассказывая международным партнерам, что поддерживает реформы в Украине, ни одного (!) раза за 2,5 года не посетил компанию, не дал журналистам эксклюзивного интервью. По просьбе представителей компании сделать это из его окружения звучал один и тот же ответ: «У вас рейтинги маленькие, он к вам не придет».
Что такое «Суспільне мовлення» в Украине?
Старт реформе дала Революция Достоинства. Государственный «Перший національний» (ранее УТ-1), полностью опозоривший себя во время революции, однобоко освещая события в пользу преступной власти Януковича, однозначно следовало реформировать. После принятия соответствующего закона в 2014 году (в 2015-м — новая редакция) в январе 2017-го было создано Акционерное общество «Національна суспільна телерадіокомпанія України» (АО НСТУ).
«Суспільне» — это большая корпорация: два общенациональных канала («UA:Перший» и «UA:Культура»), три канала «UA:Українське радіо» (УР-1, «Промінь» и «Культура»), 23 региональных филиала в областях и «UA:Крим», мощная диджитал-платформа, оркестр, ансамбли, хор и Дом звукозаписи. Подробнее можно ознакомиться на корпоративном сайте. То есть вместе с государственным «Першим національним» решили реформировать еще почти 30 государственных телерадиокомпаний.
У «Суспільного» самое большое покрытие среди всех украинских вещателей. А именно: общенациональный канал «UA:Перший» и «Українське радіо», которое только в последние годы смогло создать общенациональные FM-сети для трех каналов.
В отечественном законодательстве нет общественной формы собственности. Поэтому в законе о «Суспільном» прописали, что 100% акций АО НСТУ принадлежат государству, но продать их нельзя, как и имущество.
Реформа «Суспільного» — параллельно несколько «тяжеловесных» направлений
Создать «Суспільне» с нуля или на базе одного-двух каналов было бы, конечно, легче и быстрее. Но Украина выбрала другой путь, более сложный и длинный.
Во-первых, надо было объединить в одну корпорацию 30 ранее отдельных юридических субъектов (для чего разработать и принять огромный перечень документов: новая политика, концепция, стратегия). Часть бывших государственных компаний не имела даже оформленных должным образом имущества и земли. В наследство НСТУ достались большей частью давно не ремонтированные помещения, устаревшая техника. Общая площадь зданий и сооружений в уставном капитале АО НСТУ — 208 065 кв. м; в хозяйственном ведении — 7 824 кв. м. Общая площадь земельных участков — 34,6 га.
Во-вторых, это обновление контента сразу и на общенациональных, и на региональных телеканалах и радио. Программ вроде «Час с губернатором», где губернатор не слышал ни одного острого вопроса, а лишь пиарился, на «Суспільном» не должно было быть. Работников приходилось учить производить принципиально иной контент, отвечающий журналистским стандартам и миссии вещателя.
В-третьих, кардинальное сокращение штата. Государственные вещатели страдали раздутыми штатами (в общем 7500 работников). Уже на октябрь 2021 года в НСТУ насчитывалось 4148 работников. Это болезненный процесс. И дорогой: чтобы уволить человека, ему надо выплатить компенсацию. Кроме того, в наследство НСТУ досталось 400 лет неиспользованных отпусков. На конец октября работников, которые имеют 400+ дней неиспользованного отпуска, осталось двое, от 300 до 399 дней — трое.
В-четвертых, надо было что-то делать с низкими зарплатами. В 2021 году начался переход на грейдинговую систему оплаты труда. Количество должностей, где повысилась зарплата, в АО НСТУ — 2832, в том числе в центральной дирекции — 1421, в филиалах — 1411. Еще 250 должностей пока что не получили повышения. Остальные должности оказались в рамках предложенных вилок. Последним на грейдинг до конца нынешнего года перейдет руководство компании.
Зачем Украине общественное вещание и чем оно отличается от государственного и коммерческого
Украина не успела вовремя создать общественное вещание. После развала СССР это надо было делать быстро. Но, очевидно, помешали другие дела, да и не хватило политической воли. Так что у нас осталось государственное вещание, прославлявшее власть, а также выросли и окрепли коммерческие вещатели, львиная доля которых оказалась в руках олигархов. Именно они захватили рекламный рынок и создали коммерческую панель замера рейтингов. Конечно, они обслуживали прежде всего интересы своих владельцев.
Поэтому Украине как воздух нужен был общественный вещатель, не зависящий от олигархов или политиков, не обслуживающий интересы бизнес-структур и органов власти. Общественный вещатель — один из важных элементов демократического государства. Об этом на прошлой неделе также заявили послы G7 в Украине.
G7 Ambassadors met the head of the Ukrainian Public Broadcaster’s Supervisory Board, Svitlana Ostapa, & Executive Director of IMI, Oksana Romaniuk, and heard about challenges facing the public broadcaster, including a budget shortfall, & wider issues for independent media. 1/2
— G7AmbReformUA (@G7AmbReformUA) November 19, 2021
Один из принципов деятельности НСТУ, прописанный в законе, — приоритет общественных интересов над коммерческими и политическими. «Суспільне» принадлежит обществу и заботится в первую очередь о его интересах. Что мы видим на коммерческих каналах? Дорогие развлекательные однотипные шоу, на которые владельцы не жалеют средств, чтобы расширить аудиторию. Ни один из коммерческих каналов не покажет концерт классической музыки или национальный художественный проект «Я — віртуоз», где юные виртуозы на одной сцене с заслуженным академическим симфоническим оркестром Украинского радио исполняют произведения мировых классиков. Им это невыгодно, потому что такие проекты не рейтинговые. А «Суспільне» обязано обеспечивать интересы даже небольших групп населения, поэтому покажет.
Бывшие государственные финансировались из государственного и областных бюджетов. «Суспільне» тоже финансируется из госбюджета. Так в чем разница, спросите вы. Да, сейчас НСТУ финансируется, согласно закону, из госбюджета, и это должно быть не менее 0,2% от общего фонда госбюджета за предыдущий год. На 2021 год в госбюджете на «Суспільне» выделили 2,2 млрд грн. А именно: из общего фонда — 1 874 158 грн и 400 млн были запланированы в специальном фонде, который наполняется налогами из лотерейного бизнеса. Получит ли компания эти 400 миллионов до конца года, неизвестно, пока поступило около 68 миллионов. Проект бюджета на 2022 год после первого чтения предусматривает для НСТУ 76% от предусмотренной в законе суммы.
А разница в том, кто сейчас назначает руководство компании. Раньше это делали в разные годы президент, парламент, правительство. Обычно когда менялся президент страны, менялся и руководитель УТ-1 («Першого національного». Теперь это делает наблюдательный совет на конкурсной основе раз в четыре года.
Механизм создания наблюдательного совета такой: девять представителей от общественных сфер, прописанных в законе, — образования и науки; обеспечения прав национальных меньшинств; физического воспитания и спорта; журналистики; правозащитной; защиты интересов детей и молодежи; творческой; местного самоуправления; защиты прав лиц с особыми потребностями. Остальных делегируют парламентские фракции и группы. Членов от общественных сфер всегда должно быть больше. И исполняют свои обязанности они бесплатно, это их личный вклад в развитие демократии в Украине. Не могут быть членами наблюдательного совета народные депутаты, члены правительства, госслужащие, члены Нацсовета, военнослужащие, нотариусы, судьи, прокуроры, следователи, работники правоохранительных органов, находящиеся в штате политической партии, лица, находящиеся в штате любого предприятия, где доля государственной собственности превышает 25%, и т.п.
Что сделано за четыре года
Создана большая корпорация. Приняты десятки необходимых документов, согласно которым теперь работает НСТУ. Запущены сотни новых проектов. Например, документальный сериал «Колапс. Як українці зруйнували імперію зла» — это, без преувеличения, уровень ВВС. Новости компании — одни из самых качественных на медиапространстве страны. Почти наполовину сокращен штат. Практически оформлены имущество и земля. Выплачены все старые долги, правопреемником которых стала компания. Наибольший — 10-летний долг Euronews на сумму 360 млн грн — выплачен в прошлом году. 21 ноября запустили огромный конвергентный ньюзрум на Крещатике, 26. И все это за первые четыре года, которые компания прожила в условиях значительного хронического недофинансирования.
Нам есть чем похвалиться. Мы делаем свои качественные журналистские расследования и уже получаем награды за них. Мы делаем лучшее разговорное радио в Украине, мы снимаем украинские мультфильмы и интересное документальное кино.
Ребрендинг продолжается. Пока что мы объединили все каналы, которые до 2017 года имели разные названия, добавив лого UA: «UA:Перший», «UA:Культура», «UA:Львів» и т.д. Правление планирует завершить ребрединг весной 2022 года.
Первым председателем правления наблюдательный совет избрал Зураба Аласанию. Не думаю, что кто-то справился бы лучше него с тем, чтобы сломать государственную систему вещания и сделать НСТУ максимально независимым. Это ему стоило потери десятков друзей, потому что он считал, что никто не имеет права вмешиваться в редакционную политику, даже друзья.
В 2021 году обновленный наблюдательный совет на прозрачном конкурсе избрал нового председателя правления — Николая Чернотицкого. В этом году власть дала компании самый большой бюджет, по сравнению со всеми предыдущими годами. Мы им, конечно, благодарны за поддержку. Но, анализируя публичное отношение к «Суспільному», понимаем, что это большое финансирование было выделено не просто так. Очевидно, власть думала, что на конкурсе победит их ставленник, который с большим бюджетом будет работать в ее интересах. Планировалось участие в конкурсе заместителя главы офиса президента Юрия Костюка, но он не успел вовремя подать документы, поэтому вообще участия в конкурсе не принимал.
Есть давление или нет?
После того, как стало понятно, что председателем правления не будет ставленник власти, начались еще более активные разговоры о «неэффективном использовании бюджетных средств: два миллиарда на один канал, а рейтинги низкие». Это повторялось, как мантра, на всех встречах с нами, послами, представителями международных организаций. А мы объясняли, что нет 2 млрд грн на один канал. Если быть точным, на четыре канала — «UA:Перший», «UA:Культура», «UA:Крим» и «UA:Київ», которые находятся в центральной дирекции в «карандаше», — идет 449 миллионов. Но это не помешало министру культуры Александру Ткаченко, который как профильный министр знает доподлинно объемы финансирования и на телевидение, и на радио, и на филиалы и т.п., заявить в октябре с парламентской трибуны ту же самую мантру.
По моему мнению, неадекватно оценивать эффективность работы «Суспільного» только по рейтингу «UA:Первый». Потому что его общая аудитория – 13 миллионов. Это люди, которые получают информацию с разных платформ «Суспільного». Напомню, что телевизионная панель измерения рейтингов коммерческая. Она считает всю аудиторию, но коммерческие вещатели много лет ориентируются только на аудиторию в населенных пунктах из 50+ тысяч жителей.
Кроме того, следует уточнить, что «Суспільне» получает все предусмотренные средства не в начале года, а примерно равными частями ежемесячно. И должно действовать в рамках одного бюджетного года. То есть не может генерировать средства 2021-го для съемок фильма в 2022-м. Эти средства придется просто вернуть в бюджет. У коммерческих вещателей таких ограничений нет. А что касается слов министра культуры, что «за такие деньги другие каналы добиваются намного высших рейтингов», то вот только один пример объемов финансирования других каналов: Ахметов инвестировал 560 млн дол. в свою медиагруппу. Это более 15 млрд грн! Конечно, с такими средствами можно добиться больших рейтингов.
Предполагаю, что мантра о неэффективном использовании средств и низком рейтинге «UA:Першого» может стать поводом к смещению действующего наблюдательного совета. Первая ласточка была в июне, когда заместитель главы ОПУ Кирилл Тимошенко в интервью «Інтерфакс-Україна», отметил, что, по его мнению, «Суспільне» работает неэффективно, и надо, чтобы наблюдательный совет и председателя наблюдательного назначал Кабмин. Тогда было заявление компании, что это наступление на независимость общественного вещателя. В сентябре правительство Украины ответило на жалобу на платформе Совета Европы по поводу угрозы независимости НСТУ словами Кирилла Тимошенко, заметив, что он «высказал свое мнение в ответ на вопросы журналистов, заданные во время интервью, но не делал отдельного заявления».
Думаю, эта идея в ОПУ понравилась и ее могут реализовать внесением изменений в закон о «Суспільном». А когда изберут подконтрольный наблюдательный совет, как уже случалось во многих учреждениях, тогда поставят и своего председателя правления. Особенно заострился этот вопрос сейчас, когда власть потеряла медиаплощадки Ахметова. Ей очень нужен свой медиаресурс, поэтому и развивают канал «Дом». И еще не против вернуть контроль над «государственным каналом», как недавно назвал «UA:Перший» президент Зеленский. А заявление о давлении со стороны Банковой ведущей ток-шоу Мирославы Барчук лишь подлило масла в огонь критики «Суспільного».
С июня мы столкнулись с разными попытками дискредитировать «Суспільне»: обращение в НАЗК народного депутата Павла Сушко о том, что у председателя и секретаря наблюдательного совета НСТУ конфликт интересов, потому что они работают в общественной организации. НАЗК не нашло конфликта интересов. Возбуждение ГБР уголовных производств против нового председателя правления по тем же обвинениям, которые когда-то выдвигали Зурабу Аласании. Попытка обвинить «Суспільне» в нарушении авторских прав и заблокировать выход нового социального ток-шоу. Попытка провести своего человека в члены наблюдательного совета от правозащитной сферы, которую правозащитники назвали рейдерским захватом. К тому же бесконечные обвинения народных депутатов и министров в низких рейтингах «UA:Першого». И настойчивые предложения закрыть филиалы, потому что это «деньги на ветер».
Телеведущий Юрий Макаров, возмущенный тем, что «Суспільне» загоняют в тупик, написал: «В погоне за рейтингом мы забыли о главной цели, которой с утра до вечера должны быть наполнены наши мозги, — о каких ценностях, проблемах, конфликтах, победах, поражениях мы должны рассказать именно сегодня».
В сентябре нынешнего года на National Media Talk представительницу партии «Слуга народа» спросили, смотрит ли она канал «UA:Перший» и делает ли это президент. Она сказала, что да, но через гаджеты. То есть через Интернет. Просмотр традиционного линейного телевидения объективно падает. Люди, особенно молодежь, смотрят контент через Интернет. Мы не против более высоких телерейтингов, и они растут. Просто нам в наследство досталась еще и аудитория «UA:Першого», которая всегда была 65+. Ее невозможно омолодить сразу. И никто не сможет сделать это быстро и без средств. Но у нас теперь у власти много телеменеджеров и кинопродюсеров, которые уверены, что знают, как делать высокорейтинговое телевидение. Но это коммерческое, а не общественное вещание. И они пришли к власти не для того, чтобы делать телевидение и снимать ролики.