Она воплотила в своих картинах поэзию, философию и ощущение красоты народа, к которому принадлежала. Кто скажет, почему именно она была избрана носителем этого удивительного таланта, в коем земная красота окружающего мира становилась небесно возвышенной, а бренное превращалось в вечное?
В дни, когда Украина отмечает столетие со дня рождения народной художницы Екатерины Билокур, с новой силой волнует загадка ее неординарной личности и творческой судьбы. Родившись в селе и не получив даже начального образования, она всю свою жизнь провела в кругу извечных будничных хлопот — как потом напишет сама, «пряла, ткала, белила, мыла, копала, садила, полола, собирала и все дело делала». Какая же впечатлительность души, какое неудержимое влечение к гармонии, какая удивительная духовная сила были в этой простой украинской женщине, которые заставляли ее, забыв об усталости, об осуждении окружения («Как можно зря тратить время на то рисование?»), о желанной каждому сердцу любви, брать в руки уголек или, уже со временем, тоненькую кисточку и оставлять на полотне, бумаге или даже фанере свои прекрасные полусны, где настоящее теряло черты конкретной реальности и становилось волнующе недосягаемым.
Быть может, нам повезло, что талант ее формировался без посторонних влияний, стихийно, где- то в глубинах народного подсознания и сверхсознания. Лишь в зрелом возрасте она узнает о некоторых обязательных законах художественного творчества. Тем более поражает ее безошибочная художественная интуиция, помогавшая в каждой работе так подбирать краски, что ее можно назвать настоящей мастерицей колорита.
Из-за неразрешимого конфликта между неудержимым творческим влечением и обязанностью жить в будничном художнице порой хотелось наложить на себя руки. О неумолимости своего вдохновения она расскажет так: «Куда я ни иду, что ни делаю, а то, что я надумала рисовать, вслед за мною. Да и спать я лягу, а оно мне слышится, а оно мне мерещится, и словно что-то ко мне проговаривает, чтобы я его не бросала, чтобы я его не чуралась, чтобы я его рисовала, и либо на бумагу, либо на холст выливала».
Трудно сегодня сказать, как бы сложилась судьба мастерицы, если бы в свое время она не отправила одну из своих картин выдающейся певице Оксане Петрусенко — в благодарность за прекрасное пение. Артистка попросила работников Полтавского дома народного творчества помочь художнице. Именно с выставки произведений Екатерины Билокур в Полтаве начались для нее счастливые перемены в жизни. Ее картины демонстрируются в Киеве, Москве. В Париже среди восторженных почитателей ее творчества — Пабло Пикассо, назвавший художницу из украинского села Богдановка гениальной.
В творческом наследии Екатерины Билокур есть и пейзажи, и натюрморты с щедрыми плодами родной земли, и портреты близких людей, но самую большую часть ее наследия составляют нарисованные ею с чрезвычайным увлечением и любовью цветы: «Цветы за плетнем», «Цветы в тумане», «Цветы вечером», «Полевые цветы», «Цветы на голубом фоне»...
— У меня такое впечатление, что эти цветы существуют не в реальности, а в Космосе, — сказала балетмейстер Алла Рубина, которая на вечере в Доме художника представила фрагмент балета «Екатерина Билокур» на музыку Леси Дичко, исполненный учениками Киевского хореографического училища.
Ныне немало произведений богдановской чаровницы покинули свои привычные места в музеях: они экспонируются на юбилейной выставке в киевском Доме художника, были представлены в Национальном доме органной и камерной музыки, где состоялся концерт, посвященный столетию Екатерины Билокур. Благодаря спонсорской поддержке напечатана книга «Катерина Білокур очима сучасників», которая вместе с изданной в 1995 году книгой «Катерина Білокур. Я буду художником» создает своеобразный диптих, являющийся результатом тридцатилетнего труда писателя и искусствоведа Николая Кагарлицкого.
И припоминается сегодня, как увлеченный живописной поэзией Екатерины Билокур, с ее «магической силой и почти фантастической красотой», писатель Олесь Гончар в свое время предвидел, что слава художницы с каждым годом будет расти.