Этим местам и вправду как нельзя кстати сравнение с не спрятанным в сундук подвенечным платьем. Край равнин и холмов, обрамляющий русло Луары с ее притоками Эндром, Вьенном и Шером, не просто географический центр, а подлинное сердце Франции.
Долине реки, раскинувшейся на землях древних провинций Орлеана, Турени, Анжу и северной части Бери, суждено было стать колыбелью французской культуры. Здесь родились бессмертные поэзии Вийона и сатиры Рабле, начиналась научная карьера Декарта. В разные годы с этим великолепным уголком были связаны жизнь и творчество Вольтера, Мольера, Бомарше, Руссо, Беранже, Пруста, Бальзака, Гюго, Флобера, Метерлинка, Франса…
Концентрации столь блестящих людей, очевидно, способствовала аура края, веками формировавшаяся его жителями. Высшей ценностью для них была независимость. Особенно наглядно это выразилось во время Столетней войны. Тогда долина Луары стала надежным приютом французской стороне после захвата англичанами и бургундцами столицы королевства Парижа. С этих земель Людовик XI занялся восстановлением централизованной королевской власти. И как знать, удалось бы это монарху, не будь в долине Луары замков.
Элегантность замка Шенонсо |
Смена архитектурной традиции в значительной степени обусловлена воззрениями Карла VIII, Людовика XII и Франциска I. Эти монархи прониклись итальянской гуманистической идеей, согласно которой могущество страны определяется не силой оружия, а культурой, изяществом, богатством и образом повседневной жизни, окруженной роскошью. Так в XIV—XVII вв. долина Луары была избрана местом для строительства замков, ставших подлинными шедеврами средневекового дворцового и паркового зодчества. Сейчас эта территория включена в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Поэзия и философия знаменитых садов замка Вилландри |
Королевский замок в Амбуазе считается первым архитектурным воплощением стиля Возрождения во Франции. Карл VIII превратил старую крепость в роскошный дворец. Он, по словам Гюстава Флобера, возвышается над городом, как бы бросив себе под ноги кучу мелких камешков у подножия скалы, представляя благородный и импозантный силуэт. Здесь любил бывать Франциск I, пригласивший из Италии Леонардо да Винчи. Последние три года своей жизни мастер провел в соседнем замке Кло-Люсе. По дошедшим до наших дней свидетельствам, монарх и художник часто ходили друг к другу в гости по соединявшей замки подземной галерее, проводя немало времени за философскими беседами. Возможно, в ходе одной из них у юного короля и возникла идея возвести замок, объединивший французский и итальянский архитектурные стили.
Местом для строительства нового замка Франциск избрал окруженную лесами деревушку Шамбор. Леонардо был автором одного из первых проектов. И хотя ему не суждено было осуществиться, многие идеи да Винчи легли в основу окончательного проекта. В частности, в оригинальной двойной винтовой лестнице. Она устроена таким образом, что поднимающийся по ступеням не видит спускающегося и наоборот.
Капелла Святого Губерта во дворе Амбуазского замка, где покоится прах Леонардо да Винчи |
Блестящим образцом зодчества предстает замок Шенонсо, созданный на реке Шер. Вероятно, главный секрет его элегантности в том, что на протяжении всей своей истории замок возводился, обустраивался и управлялся семью женщинами, две из которых были королевами. Благодаря их сильному характеру, деловому чутью, вкусу и знаниям архитектуры, появилась на свет жемчужина Шенонсо. Может быть, и судьба Амандины Авроры Люси Дюпен сложилась бы по-другому, не проведи она в этих местах детские годы. А мир бы так и не узнал Жорж Санд.
Оружейный зал замка Шеверни |
Еще до середины прошлого века Луару бороздили караваны судов. Теперь же о былом судоходстве напоминают лишь заброшенные причалы и доки. Изменился и традиционный сельский пейзаж долины. К счастью, замков это не касается. Их стены лишь светлеют со временем. Говорят, такова особенность местного камня, из которого они построены.