Бассейн бальнеолечебницы «Арабатская стрелка» |
Еще совсем недавно руководители управления по вопросам туризма, курортов и минеральных ресурсов Херсонской облгосадминистрации с гордостью отчитывались о достижениях Херсонщины в сфере развития туристической инфраструктуры. Мол, из года в год количество туристов, посещающих нашу область, увеличивается, в прошлом году и вовсе перевалило за 200 тысяч. Соответствующим образом возрастают и поступления в бюджет, которые в 2003-м составили более трех млн. грн. В общем, в ближайшее время наш край ожидает «туристическое чудо», всеобщее благоденствие и процветание...
Только вот грустно становится, глядя на такую убогую статистику. Ведь в мире количество гостей, посещающих регион средней туристической загруженности, минимум в полтора раза превышает число его жителей. При этом каждый турист за время путешествия тратит около одной тысячи долларов. Исходя из этой формулы, можно сказать, что Херсонщину с ее населением 1,3 млн. должно навещать около 2 млн. гостей, оставляющих здесь до двух миллиардов долларов. И это — деньги, которые получат не только туроператоры и отельеры. Рядовой гражданин также окажется в солидном выигрыше.
Во-первых, турист будет есть продукты, произведенные местными фермерами. Во-вторых, он станет навещать херсонские кафе, рестораны. В-третьих, покупать сувениры, произведенные местными жителями, ездить на местном транспорте. Иностранный гость захочет пользоваться услугами гидов и переводчиков, что создаст рабочие места для тысяч выпускников филологического и исторического факультетов Херсонского государственного университета. А два миллиарда долларов инвестиций в местную экономику, кроме обеспечения работой сотен тысяч сейчас невостребованных специалистов, принесут в госбюджет только в виде НДС около 400 млн. долларов.
Не в обиде останутся и местные бюджеты. В них в качестве коммунального налога, гостиничного, курортного и других сборов поступит около 240 млн. грн. То есть почти в 80 раз больше, чем сейчас. Из них около 20% — более 48 млн. грн. — осядет в казне областного центра. И это без учета налога с доходов физических лиц и оплаты единого налога с частных предпринимателей, а также других налогов и сборов, традиционно относящихся к местным… Так что приведенную выше сугубо областную сумму можем смело удвоить. Заметьте, эти цифры не плод безудержной фантазии, а обыкновенные статистические данные, вполне реальные и достижимые. Правда, при нескольких «но»…
Природный, климатический и исторический потенциал Херсонщины очень велик. Но об этом мало кто знает не только за границей. Например, многим ли известно, что озеро Сиваш и Арабатская стрелка Генического района не просто насыщены гидроминералами, оказывающими благотворное влияние на здоровье человека, а что это — уникальнейший природный комплекс? Таких мест на планете всего четыре: Большое Соленое озеро в США, Мертвое озеро на Ближнем Востоке, залив Кара-Богаз-Гол в Каспийском море и наш родной Сиваш с Арабаткой. А знают ли иностранцы (да и украинцы тоже), что в прошлом генерал-губернатором нашего края был сын арапа Петра Великого, прадед знаменитого поэта А.С. Пушкина? А то, что в старейшем храме Херсона — соборе Святой Екатерины, названного в честь императрицы Екатерины II, был похоронен ее возлюбленный, небезызвестный князь Потемкин-Таврический? Знают ли британцы, что их национальный герой, великий гуманист, общественный деятель, врач и меценат Джон Говард долгие годы жил и работал в Херсоне и здесь же обрел вечный покой? Известно ли грекам, итальянцам, что, согласно сообщениям античного историка Арриана, нынешняя Тендровская коса Голопристанского района была местом, где со своими друзьями состязался в беге знаменитый герой Троянской войны Ахилл?.. Увы, для большинства иностранцев наша местность — terra incognitа. За границу не поступают ни книги, ни журналы, рассказывающие о достопримечательностях нашего края. В Интернете нет сайтов, посвященных туристическим возможностям Херсонской области. С легкостью можно узнать о польских, чешских, словенских, германских, российских и даже грузинских городах, но только не об украинском Херсоне…
Terra inсognitа Херсонщина и для западных туроператоров (которые, кстати, готовы везти к нам туристов, но просто не знают куда), нуждающихся в подробнейшей информации о туристических объектах и маршрутах, их месте расположения, состоянии дорог, транспортной системе, инфраструктуре и т.п. Не проведена паспортизация туристических маршрутов, не создан единый электронный и печатный туристический паспорт региона. Почему государственные мужи за многие годы так и не соизволили заняться этим вопросом?
Для проведения паспортизации и широкомасштабной рекламы туристических возможностей региона нужно желание местных властей работать на благо вверенной им области. А вот с этим у нас как раз и проблема. Не так давно активисты нескольких общественных организаций решили проявить инициативу, посодействовав развитию туризма. Обратились в управление культуры Херсонской облгосадминистрации с просьбой дать им перечень памятников истории и архитектуры, находящихся в нашей области. Чиновники вроде бы пошли навстречу, перечень дали, но только датированный... шестидесятыми годами прошлого века.
«Что ж, бывает», — подумали волонтеры и поспешили со своими предложениями к тогдашнему губернатору. Тот внимательно выслушал аргументы ходоков, посмотрел экономические выкладки, поинтересовался вопросами паспортизации и особенностями экспедиции, которая должна ее проводить, а также сроками выхода региона на передовые туристические рубежи. Руководителю области объяснили: чтобы Херсонщину стали посещать в полтора раза больше туристов, чем жителей региона, нужно около восьми лет упорной рекламной раскрутки и поисков инвесторов. А также следует постоянно поощрять предпринимателей вкладывать свои деньги в развитие туристического сервиса и инфраструктуры, предоставить им гарантии того, что как только у них появится прибыль, в среде районной власти и представителей фискальных служб не будет желающих постоянно «подкармливаться» с успешных турфирм. Взвесив все «за» и «против», глава облгосадминистрации сказал: «Знаете, через восемь лет меня уже здесь не будет, поэтому считаю туристические программы бесперспективными. С меня прежде всего спросят не за туризм, а за собранный вовремя или не вовремя урожай»…
Наступил 2002 г. Нынешний мэр, а тогда еще только кандидат на пост городского головы Владимир Сальдо вдруг вспомнил о руководителях общественных организаций, носившихся по властным кабинетам с предложениями по выведению экономики области и города из кризиса за счет развития в регионе туризма. Господин Сальдо дает обещание: в обмен на поддержку его на выборах после победы заняться активным развитием туристической инфраструктуры, а также рекламной раскруткой туристических возможностей города. Увы, после прихода к власти новоиспеченный мэр сразу же «заболел» амнезией и хронической нехваткой времени — теперь он никак не мог найти возможность встретиться с теми, кому рьяно обещал сотрудничать на благо региона.
Депутаты горсовета в 2003—2004 гг. на развитие туризма выделили сущие копейки. Зато вместе с мэром изыскали в городском бюджете-2004 солидные суммы на евроремонт горисполкома и умудрились переплатить за ремонт дорог свыше миллиона гривен бюджетных средств, о чем неоднократно писала местная пресса. К слову, переплаченной суммы и финансов, затраченных на ремонт «храма власти», вполне хватило бы на финансирование в течение года всех программ, направленных на имиджевую раскрутку региона, создание рекламной продукции, организацию специализированных выставок, проведение паспортизации, издание и рассылку туристических паспортов...
При этом часть средств можно было бы направить на строительство, скажем, историко-туристического комплекса. Например, древнерусского городища на острове Большом Потемкинском, где когда-то находилось легендарное Олешье — морские ворота Киевской Руси. (К слову, этот остров стал прототипом знаменитого пушкинского острова Буяна.) Такой комплекс был бы очень интересен туристам. Кто не хотел бы пожить в стилизированом под старину небольшом городке, посмотреть на русских витязей, поучаствовать в различных древних состязаниях? В то же время иметь возможность выехать в любую точку области полюбоваться природой, поохотиться либо пройтись по легендарным местам? Не будем забывать и о том, что такой историко-туристический комплекс — это и дополнительные рабочие места для херсонцев, и возможность зарабатывать для местных бизнесменов.
К сожалению, на национальном (не говоря уже о региональных) уровне до сих пор не сформировалось отношения к туризму как к чрезвычайно значимому фактору экономического развития страны и ее регионов. Парадокс, ведь Украина, с многотысячелетней историей этносов, проживавших на нашей территории, могла бы стать объектом пристального внимания десятков миллионов зарубежных гостей. Ежегодно пополняя свой бюджет миллиардными поступлениями, реанимировав экономически отсталые области, создав миллионы рабочих мест. Но… Туристические звезды не зажигаются. Значит, кому-то это вовсе и не нужно?..