Епархии просят огня
Признание Россией автономии Осетии и Абхазии получило не только политический, но и церковный резонанс. Отделившиеся в свое время от Грузинской православной церкви Цхум-Ахазская и Цхинвальская епархии, ныне пребывающие фактически в расколе, надеются на возвращение в Полноту Православия через присоединение к Русской православной церкви.
Абхазское и югоосетинское духовенство приняло решение о выходе из подчинения грузинскому патриарху после межнациональных конфликтов начала 90-х. Абхазская и Аланская (Осетинская) епархии, таким образом, де-факто существуют уже на протяжении полутора десятилетий, но не признаются ни Грузинской, ни Русской церквями. Аланская церковь после безуспешных попыток войти в юрисдикцию Московского патриархата и РПЦЗ в 2003 году ушла под начало греческих старостильников.
Абхазская епархия утешает себя тем, что «находится под опекой Русской церкви»: непосредственную помощь в духовном окормлении абхазской паствы оказывал глава ближайшей епархии РПЦ — епископ Майкопский.
Однако пока ни Грузинская, ни Русская православные церкви не демонстрируют готовности пересматривать статус мятежных епархий. В РПЦ утверждают, что не намерены отказываться от канонических требований невмешательства одной поместной церкви в дела другой. Тем не менее ряд источников в РПЦ все-таки сообщает о том, что диалог по вопросу духовного окормления «вновь образовавшихся территорий» ведется.
В патриархии Грузии, в свою очередь, утверждают, что ни о каком диалоге не слышали. Грузинская Православная Церковь не намерена пересматривать вопрос о статусе своих бывших епархий.
Тем временем наблюдатели прочат регионам, отделившимся от Грузии, резкую радикализацию ислама как ответ на противостояние православных народов.
Друзья?
Несмотря на войну, РПЦ пытается сохранить хотя бы видимость добрых отношений с Грузинской церковью-сестрой — это проявляется и в сдержанной позиции по Цхум-Ахазской и Цхинвальской епархиям, и в поздравлении патриарха Алексия патриарху Илии. Что, впрочем, выглядит не слишком искренне на фоне заявлений ряда «должностных лиц» РПЦ. В частности, заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал российские власти предлагать миру «свой путь развития», отличный от пути западной цивилизации, который, по его мнению, «ведет в никуда». «Нам нужно быть сильными, в том числе в военном отношении, иметь волю и способность остановить любое посягательство на наш образ жизни, наши интересы в мире, нашу способность влиять на происходящие в мире процессы», — заявил священнослужитель.
Таким образом, освящение
иерархами РПЦ ракет с ядерными боеголовками получило логичное продолжение в призывах со стороны церковников крепить военную мощь и употреблять ее по назначению.
О Синоде — решающем и нерешительном
2 сентября в Москве должно было состояться заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Но не случилось. Как обычно, пресс-служба Московской патриархии не стала уточнять причины. Заседание перенесено уже во второй раз. По официальной версии, это связано с тем, что патриарх Алексий перенес операцию на сердце и пребывает не в лучшем состоянии.
Однако есть основания подозревать, что Синод отложен по причине неуверенности Московской патриархии в своих силах. На нынешнем заседании должно слушаться дело епископа Диомида, отстраненного от управления своей епархии «за нарушение церковных канонов». Ожидалось, что на этом заседании его должны были лишить сана. В то же время, как показали летние события, у епископа Диомида множество сторонников, готовых не только на пикеты, молитвенные стояния, но и на более решительные действия. Участие в «продиомидовских» акциях «Наших» в свою очередь указывает и на интерес к мятежному епископу в определенных политических кругах России. У наблюдателей все больше оснований подозревать, что за противостоянием епископа Диомида и фактически главы ОВЦС МП митрополита Кирилла маячат совсем не церковные... погоны.