Несколько лет назад мне довелось быть своеобразным гидом у бывшего английского учителя истории и истории классической цивилизации (есть в Великобритании такой школьный предмет). Уйдя на заслуженный отдых, Джозеф начал максимально реализовывать свое хобби, — увлечение искусством. Человек с энциклопедическими знаниями по истории и культуре Австро-Венгерской империи приехал в Украину, чтобы на примерах архитектурных стилей обычных зданий и церквей увидеть и определить, какая часть нашей страны, чисто визуально, лишь обликом своих строений, возведенных до 1914 года, может подсказать знающему человеку о том, являлась она частью Австро-Венгерского государства или нет.
Джозеф был очень рад приезду в Украину. Во Львове он увидел много интересного, даже сводил меня в кафе, что находится в здании XIX столетия. Отличительной чертой кофейни является то, что кофе там подают с коричневым сахаром-сырцом. Побывав во многих городах Центральной и Западной Украины, больше нигде в продаже такого сахара мы не нашли. Посетители этого кафе могут почитать там газеты, прикрепленные к специальным деревянным рамочкам. Оказывается, подавать кофе с сахаром-сырцом и прикреплять газеты к деревянным рамкам — традиция, берущая начало еще с тех времен, когда Львов входил в состав Австро-Венгерской империи.
Туристический буклетик, которым руководствовался Джозеф, выглядел очень старым и потрепанным, поскольку был выпущен в конце девятнадцатого столетия в викторианской Англии для туристов-англичан, решивших посетить восточные части Австро-Венгрии.
Открытка с видом английской деревни |
Когда Джозеф с волнением объяснил причины своего замешательства, я не сразу понял. Окончательно для меня все стало ясно, когда я в киосках, сельских почтовых отделениях и книжных магазинах искал для него открытки с видом села или поселка, где мы находились. Безрезультатно.
В Киеве было легче. Открыток с видами Днепра, огромной статуи женщины над ним, с видом Софийского собора или Печерской лавры было предостаточно. То же было и во Львове, только уже со львовскими церквями и оперными театрами. В провинции все сплошь открытки с изображениями котиков, цветочков, каких-то текстиков типа «Денежному дяде от любящей племянницы» и т.д. И ничего подтверждающего, что данная открытка выпущена в данном месте, что ее изображением является картина местного художника, запечатлевшего акварелью или масляной краской центральную площадь городка, старинный парк поселка, тихую, красивую зеленую улочку.
Репродукция картины местного художника. Ретро-вокзал работает и сегодня |
Джозеф каждый год поздравляет меня с днем рождения, Рождеством Христовым, Пасхой. И каждый раз присылает открытки, на которых запечатлены фотографии или картины местного художника с изображением родной деревни или поселка.
На первый взгляд, проблема не очень существенна, но она отражает то, как каждый из нас и все мы вместе чувствуем свою малую родину. У нас пишут огромные труды по истории, где указывают биографии гетманов, руины Сечи и многие значительные события, а вот открыток, где было бы изображено это село зимой, укрытое снегом, или весной во время празднования Пасхи, — нет. Большинство населенных пунктов нашей страны не имеют визитной карточки, они будто бы безлики.
У нас есть столица, возвышающаяся над всей остальной Украиной. Украинские художники и фотографы снимают и рисуют родные деревеньки или города. Дети в художественных школах пишут много пейзажей, но их работы с изображением вечернего парка в родном селе, маленькой и любовно ухоженной церкви вряд ли когда-нибудь будут напечатаны на открытках. А ведь почтовая открытка с изображенной на ней достопримечательностью села или городка — это не только красивая традиция, это уважение к малой родине, где живешь и трудишься. Это еще и бизнес, и материальная поддержка местных художников, и, кто его знает, может, одна из немногих возможностей провинциального художника быть замеченным где-нибудь в Осло, Лиссабоне или Минске.
Фрэнсис Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек» говорит о том, что основным двигателем всего, что создает человечество и отдельно мужчина и женщина, является отнюдь не инстинкт сохранения жизни, а жажда признания, желание быть по заслугам оцененным. О каком признании, не в виде исключения, а закономерно происходящем, может идти речь, если у нас села и городки не признаются общественным сознанием как имеющие право быть изображенными на картине или художественной фотографии для последующего «визитирования» в другом крае, в другой стране.
Открытки, их состояние, то, что на них изображено, — слепок коллективного бессознательного нашего общества. В Киеве и Львове еще можно купить открытки с изображением, главным образом, церквей с золотыми куполами.
Правда, один раз мне посчастливилось столкнуться с исключением. Будучи приглашенным на международную конференцию, посвященную евроинтеграции Украины, я не поверил своим глазам, увидев на стенах картины местных художников. Работа секции «Тернопіль — європейське місто», в которой мне довелось участвовать, происходила в здании тернопольской мэрии. Стены коридоров, всех приемных и кабинетов мэрии украшали масляные и акварельные картины художников Тернопольщины. Таким образом административное здание стало своеобразной художественной галереей, где были представлены лучшие художественные таланты Тернопольщины. Местные власти приобретали у художников картины, материально поддерживая людей искусства.
Возможно, и в других населенных пунктах Украины местная власть также украшает стены кабинетов картинами местных художников. Не исключено, что эти картины замечательно смотрелись бы в виде открыток…