Экскурсоводами могут работать лица, которые имеют высшее базовое (бакалавр) или полное высшее (специалист, магистр) образование (Закон Украины «О высшем образовании», раздел ІІ, ст.6) и соответствующий диплом или удостоверение (сертификат) о специальной подготовке экскурсоводов.
…Экскурсовод проводит экскурсии и… обеспечивает их научное содержание в соответствии с контрольным текстом и методической разработкой…
Из «Дополнения к решению Киевсовета от 18.03.04 №88/1298».
Слова в процитированном выше документе выделены не случайно. Нонсенс, но действующий Классификатор профессий относит экскурсовода к рабочим профессиям, где достаточно общеобразовательной подготовки на уровне школы или специальной подготовки на производстве. Каким же образом тогда обеспечивать научное содержание экскурсии?
После такого ой как нелегко повышать престиж прежде суперпопулярной профессии. Тем более что пора разобраться: экскурсовод в эпоху рыночной экономики — духовный поводырь или создатель материальных ценностей? И как нужно сеять умное, доброе, вечное, зарабатывая при этом на хлеб насущный?..
Слишком долго экскурсоводы надеялись лишь на себя. Сами, на общественных началах, объединялись, выживали как могли. Но вот в прошлом году правительство объявило о приоритетном развитии внутреннего и въездного туризма. Тогда и вспомнили, что экскурсовод в туризме, в принципе, фигура ведущая. Ибо экскурсия — составляющая любого турпродукта. Ведь ни одна туристическая инфраструктура не удовлетворит любопытство туриста, не заменит живого, прочувствованного и научно обоснованного слова о прошлом, настоящем и будущем того или иного уголка страны — слова, которое поможет оживить в воображении полуразрушенные исторические памятники и заставит приложить хоть малую толику усилий — то ли моральных, то ли материальных, чтобы эти достопримечательности все-таки сохранить для будущих поколений. Более того, объединение культуры и туризма, закрепленное в названии профильного министерства, уже предполагает внимание к культурной составляющей туризма, носителями которой экскурсоводы и являются.
Кинулись — а экскурсионные кадры, которыми гордилась Украина, еще будучи в составе бывшего СССР, неумолимо стареют и уходят. Молодая смена не спешит занять их места. Почему? На круглом столе в Киевском университете туризма, экономики и права, посвященном месту экскурсовода в современном туристическом процессе, назывались такие причины, как непродуманная государственная политика в организации подготовки и переподготовки экскурсионных кадров, до сих пор не выписанные правила игры на экскурсионном поле (напомним, что новой редакцией Закона «О туризме» экскурсионная деятельность «освобождена» от лицензирования, что спровоцировало неразбериху с качеством экскурсий и порядком получения лицензий), развал системы образовательных экскурсий для школьников.
Спрос на экскурсии и, как результат, потребность в экскурсоводах не появляются из ничего. Желание путешествовать и изучать свою страну тоже. Прежде под эгидой комсомола и «Спутника» проводилась акция «Моя родина — СССР». Возрождение постоянно действующей всеукраинской туристическо-экскурсионной экспедиции для школьников, студентов, молодежи под условным названием «Украина — моя Родина» не только словом, но и делом помогло бы осознать: «Я — украинец».
Возрождение системы экскурсий для школьников нуждается в координации усилий двух министерств: культуры и туризма и образования и науки. Ведь, если разобраться, экскурсия в свое время и была поставлена на службу образованию. Ибо, по определению известного российского экскурсоведа Б.Емельянова, является «целенаправленным наглядным процессом познания окружающего мира, построенном на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленных предприятий, лабораториях научно-исследовательских институтов, залах музеев, на выставках, в мастерских художников и проч.».
«Между прочим, в начале ХХ века на школьные экскурсии в Российской империи действовала скидка в 25%. Для бедных средства на экскурсии выделялись из специальных касс. Ученик начинал с познания «малой родины» — села, губернии и т.д., самые активные школяры писали отчеты об экскурсиях, отчеты эти использовались в учебном процессе, а их авторов поощряли поездками по святым местам, в том числе и за границу. Любопытно, что в 1903 году в экскурсионном деле появилась абонементная система: «Общество извозчиков» объединилось с «Обществом учителей» и создало Товарищество по организации экскурсий, внедрив систему скидок, — приводит красноречивые исторические примеры ректор Киевского университета туризма, экономики и права Владимир Федорченко. — Развитие экскурсионной деятельности в Украине во второй половине ХІХ столетия было тесно связано с развитием краеведения вследствие активизации национально-культурного движения украинского народа. При департаменте внешкольного образования Министерства народного образования УНР, который возглавляла выдающийся педагог София Русова, создали экскурсионный отдел. Экскурсионной деятельностью старались охватить различные социальные слои населения Украины, находили на это средства. Правительство УССР в 1929 году издало постановление о выделении 5 млн. рублей на поддержку и развитие экскурсионного дела среди школьников. В областных и районных управлениях образования действовали экскурсионные отделы, экскурсия была составляющей учебного процесса. Она приближала ученическую и студенческую молодежь к производству, искусству, экономике, воспитывала патриотизм.
Сегодня экскурсионное дело нуждается в помощи и поддержке. Вот поэтому мы и решили внести свою лепту в подготовку и переподготовку экскурсионных кадров — на факультете туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса нашего университета открыли кафедру организации и методики экскурсионной и музейной деятельности».
«Убежден: простая двухчасовая экскурсия на Тарасову гору в Каневе заменит многие недели или даже месяцы воспитания уважения к Тарасу Шевченко. Удачно проведенная экскурсия в Зоологический, Исторический музеи в Киеве, особенно для сельских школьников, может полностью изменить отношение к предмету», — считает заведующий недавно созданной кафедрой Виктор Зинченко. Неслучайно больше всего среди экскурсоводов именно учителей.
Пока государственные органы решают (или не решают), к какой категории профессий отнести экскурсоводов, подготовка новой смены потихонечку идет. Частично «на производстве»: туристические фирмы и музеи сами ищут подходящих им молодых людей и готовят их на месте. Но в основном все же в вузах туристического профиля. Подготовка экскурсовода — дело трудоемкое и в полной мере напоминает промывку золотоносного песка. Ибо соединить эрудита и полиглота, актера и режиссера в одном лице, поставив дело на поток, весьма сложно. Кроме того, важно не только дать молодому человеку сумму знаний, но и помочь осознать, что опыт не приходит вместе с дипломом. Учиться придется всю жизнь. Чтобы на твои экскурсии выстраивалась очередь, придется шлифовать мастерство подобно пианисту, певцу, танцору, рыться в архивах, находить новое и еще неизвестное. И наконец, очень любить свою страну и постараться передать эту любовь своим экскурсантам.
Известный украинский природовед, профессор Киевского университета, директор Зоологического музея Владимир Артоболевский считал, что экскурсионным делом должны заниматься специалисты, и придавал огромное значение их подготовке. По его инициативе в Киеве в 1915 году открылись государственные курсы подготовки руководителей природоведческих экскурсий для детей. Стоили они 3 рубля.
Что должно стать основой подготовки? Во-первых, согласованная единая концепция плана подготовки экскурсоводов в рамках действующих учебно-воспитательных планов для вузов, осуществляющих подготовку и переподготовку экскурсоводов, выпуск специализированных пособий и учебно-методических рекомендаций, внедрение практики учебных экскурсий и подготовки курсовых и дипломных работ по экскурсионной тематике с привлечением экскурсоводов-практиков. Во-вторых, создание при Министерстве культуры и туризма Украины единого консолидирующего органа — учебно-методического центра экскурсионного дела, который наконец займется решением проблем организации экскурсионной деятельности в стране, сертификации экскурсоводов, их подготовки и переподготовки. Пора уже перенести решение этого вопроса с местного уровня на государственный. В-третьих, создать единый реестр экскурсионных программ и единый реестр историко-культурных памятников Украины.
Последний пункт неслучаен. Экскурсоводы обеспокоены состоянием памятников — ведь с их разрушением утратится наглядная ценность многих экскурсий. В стране, где, по словам действующего экскурсовода, члена правления Лиги экскурсоводов г.Киева Татьяны Нечай, буквально каждое село может быть объектом показа, ибо в них находят и неолитические стоянки, и пещеры, и валы, и могилы, находками в основном интересуются не научные работники, а «черные» археологи. Говоря о воспитании у молодежи уважения к историческому достоянию, государству следовало бы подобное уважение по крайней мере демонстрировать.
По убеждению депутата ВР Украины, секретаря комитета ВР по вопросам науки и образования, президента Федерации сельского туризма Украины Владимира Кафарского, во главу угла подготовки экскурсоводов следует поставить духовность. Воспитание национального сознания, этнодуховной культуры граждан возможно через обучение ее носителей — экскурсоводов. Туристы сегодня ищут что-то неповторимое. И очагами сохранения историко-культурного достояния украинского народа становятся малые исторические города.
Относительно больной для всех экскурсоводов проблемы лицензирования мнения разошлись. Кто-то считает, что этим должны заниматься соответствующие отделы при местных госадминистрациях, кто-то — что центр подготовки и переподготовки экскурсоводов. «Точка зрения, что экскурсоводам не нужно постоянно учиться, мол, соберем их раз в три года и выдадим лицензии, ошибочна, — считает один из опытнейших действующих экскурсоводов Анатолий Халепо. — Там, где развивается туризм, отступает интеллектуальная бедность. А о каком отступлении можно говорить, если человек никогда не учится и даже не стремится совершенствоваться? Годами на высоком уровне не поднимался вопрос, что все мы должны учиться постоянно. Поэтому в некоторых городах экскурсоводы решили объединяться сами. Представляете, сколько можно сделать на общественных началах? Но обучение идет, разрабатываются новые маршруты... А ведь давно уже пора проанализировать ценовую политику и качество проведения экскурсий, искать новые формы работы, определять лучших...»
«Лицензирование и аттестация — совершенно разные процессы. Если речь идет об аттестации, то что имеется в виду — качество экскурсионной деятельности, уровень подготовки или категорийность? Думаю, присвоение категорий необходимо, — считает известнейший экскурсовод Леонора Рахлина, председатель правления историко-краеведческого объединения «КЛИО». — Ведь экскурсовод после окончания курсов выходит на маршрут, еще не имея нужного опыта, мастерства, — он должен иметь стимул к работе. И если мы хотим достичь высокого уровня экскурсионной подготовки, крайне необходима государственная поддержка. Потому что сейчас все делается на огромном энтузиазме.
Самым важным на сегодняшний день мне кажется создание обязательной программы краеведческой работы в школе, согласованной с учебным процессом и утвержденной на государственном уровне. В каждом классе, начиная с первого и заканчивая выпускным, должны обязательно проводиться экскурсии, которые будут воспитывать патриотические чувства, помогать узнавать свою родину, что потребует от экскурсоводов самого высокого уровня труда, постоянной подготовки и самосовершенствования».
Если инициативу выпустить из рук, ее подхватят другие. В Варшаве уже готовят экскурсоводов, чтобы польским туристам в Львове рассказывать о городе польской славы. Нужен ли более красноречивый пример? «Госзаказ на туристический продукт Украины с соответствующим финансированием просто необходим. И именно он должен стать основой всех дальнейших программ, работы координационных центров и т.д.», — считает Виктор Пазенок, проректор по научной работе КУТЭП.
Предложение директора Института туризма и менеджмента Прикарпатского национального университета им. В.Стефаника Владимира Великочия о выделении Министерством труда и социальной политики средств для подготовки и переподготовки экскурсоводов на местах через соответствующие центры занятости в областях показалось участникам круглого стола достаточно здравым.
«Экскурсовод, как врач, может вылечить, а может бросить тень пренебрежения на увиденное и услышанное», — это нужно хорошо помнить всем будущим экскурсоводам. Ведь придется взяться за нелегкое дело — возрождение имиджа профессии, которая в 60—80-х годах была чрезвычайно популярной. Но это произойдет только в том случае, если уважать свое достояние, в том числе и накопленный опыт, станет модным. И вопреки всем новациям и реорганизациям будет преобладать здравый смысл.