Как-то на спектакле Киевского театра оперы и балета «Травиата» обычно сдержанные иностранцы утирали слезы, потрясенные исполнением главной роли Евгенией Мирошниченко...
Как-то на спектакле Киевского театра оперы и балета «Травиата» обычно сдержанные иностранцы утирали слезы, потрясенные исполнением главной роли Евгенией Мирошниченко. Говорили: редко увидишь в опере такую великолепную драматическую игру... Считают, что избравшим оперный путь труднее, чем драматическим актерам. Ведь те могут проговаривать свои роли, а оперные — должны выпевать текст, преодолевать двойную условность игры в предлагаемых обстоятельствах. А не справившиеся с этим всю жизнь слышат упреки, что они статичны на сцене, жесты их преувеличены и смешны, текст понять невозможно... Е.Мирошниченко, Д.Гнатюк, Л.Руденко, А.Мокренко и др. учились актерскому мастерству, искусству движения на сцене и сценической речи в Оперной студии Киевской консерватории у великолепного театрального режиссера профессора Ефима Яковлевича Лишанского, столетие со дня рождения которого отмечалось в сентябре. Много лет после окончания alma mater они посылали ему свои буклеты с надписью «Дорогому Учителю», а он помнил всех своих учеников. Имя режиссера Лишанского отмечено в отечественных и зарубежных энциклопедиях (в том числе «Енциклопедії українознавства» В.Кубиевича, Нью-Йорк, 1953 г.). Его творчество оставило яркий след в культурной жизни украинского общества, а традиции формирования оперного мастерства живы и сегодня. Когда-то юный киевлянин, окончивший коммерческое училище, театрал и меломан, был потрясен спектаклем Е.Вахтангова «Турандот». И это определило выбор профессии. Е.Лишанский поступил в Школу-студию МХАТ, в мастерскую Е.Вахтангова, затем Р.Симонова и окончил ее в 1925 г. В студии уважали молодых, они быстро расцветали и формировались, были готовы к самостоятельной работе. По возвращении в Киев в театре Леся Курбаса, где в 1925—26 гг. он работал и стажировался в режиссерской лаборатории творческого объединения «Березіль» вместе с М.Крушельницким, Л.Верхацким, В.Василько, Б.Тягно и др., он встретил стремление строить новое искусство, ломку стереотипов, новаторство. В марте 1925 г. лабораторию переименовали в «штаб», куда входили «станции» (фактически направления деятельности театра: разработка нового революционного репертуара, систематизация опыта, создание театра для села и т.д.). В 1927—32 гг. Ефим Яковлевич ставил спектакли в различных киевских театрах, читал лекции в театральном вузе Харькова, руководил передвижным театром для села. Известная киноактриса Н.Гебдовская («Джальма» А.Курдюма, «Иван», «Земля» А.Довженко и др.) вспоминала, как на гастролях театра в Березани именно Е.Лишанский заприметил ее и посоветовал учиться в Киеве. Затем она работала в передвижном сельском театре, потом в труппе театра им.И.Франко в Киеве. Возможно, такой «мобильный» стиль жизни режиссера в то время спас его от репрессий, постигших многих курбасовцев. В 1931 г. Е.Лишанский стал основателем, худруком и главным режиссером Театра Красной армии (КВО), где проработал 10 лет. Здесь ставили классику и современные пьесы («Доходное место» Островского, «Интервенция» Славина, «Дни Турбиных» Булгакова и др.). «Женитьба» Гоголя шла на украинском языке. Зрители полюбили театр. Критики писали: «В режиссерской работе над «Женитьбой» Н.Гоголя в украинском Театре Красной армии много свежих интересных моментов» («Литературная газета», 1934 г.). «Режиссерская работа Лишанского носит в себе признаки серьезной вдумчивости, хорошего вкуса и отказа от заезженных сценических приемов» («Пролетарская правда», 1935 г.). Отмечали оригинальные мизансцены, неожиданные ракурсы, использование кино- и полиэкранов в постановках. На пятилетие театр приветствовали К.Тренев, Иванов, В.Вишневский, Ф.Панферов, многие другие. Е.Лишанскому присвоили звание заслуженного артиста Украины. Молодой режиссер был темпераментным, увлекающимся человеком. Для сценических «связок» в спектакле он иногда считал необходимым ввести от себя пару реплик, но честно испрашивал на это разрешение у М.Булгакова, Л.Шейнина, братьев Тур. Они разрешали. 29-летнего режиссера пригласили заведовать кафедрой режиссуры в Киевском театральном институте. Лишанский страстно любил музыку, хорошо играл и импровизировал на фортепиано (в юности шутя разыграл меломанов, исполнив «новые произведения Скрябина». Все поверили...) Это привело его наряду с Театром Красной армии на подмостки оперного театра в Киеве, где он режиссировал постановки опер Дж.Пуччини и Мусоргского и стал режиссером-постановщиком первой украинской советской оперы «Дума Черноморская» Б.Яновского о национальном герое Самийле Кишке, где пели Гайдай и Шумский (как писала пресса, они исполнили роли с неподдельным драматизмом). Критики отмечали, что Лишанский доказал: оперный актер — не манекен с голосом, а активный художник; судьбу оперы решают не примы, а весь актерский ансамбль. Постановки режиссера несут в себе четкие тенденции ломки оперных традиций и поиска новых форм оперного искусства. Режиссер придавал большое значение и художественному оформлению спектакля. (Ряд его постановок оформлял Н.Тряскин, ассистировала Татлина.) В военное время Е.Лишанский ставил в Кустанайском, Алтайском, Днепропетровском театрах пьесы, зовущие к борьбе («Мстислав Удалой», «Нашествие» Л.Леонова) и классику. Успех был огромный, писали местные газеты, у людей появилось повышенное внимание к театру. Труд режиссера в годы войны отмечен множеством почетных грамот. С 1938-го (исключая годы войны) по 1982 г. (до самой смерти) Лишанский «ковал» оперные кадры в Оперной студии при Киевской консерватории. И сейчас особенности режиссерской системы, традиции, заложенные мастером, живы в постановках Оперной студии при Киевской консерватории под руководством известного мастера оперы А.Мокренко.