Поток информации о неопознанных летающих объектах (НЛО) не иссякает. Но чем больше появляется новых фактов, тем активнее скептики отрицают мысль о внеземном происхождении загадочных объектов. Следует признать, что большая часть этих объектов все же не находит объяснения в рамках привычных представлений, однако в ряде случаев действительно можно обойтись и без гипноза о пришельцах.
Многие исследователи отмечают, что частота появления НЛО резко возросла в 40-х годах нашего столетия, когда вторая мировая война была в самом разгаре. Уже тогда ходили слухи, что в фашистской Германии разрабатываются новые виды летательных аппаратов, принципиально отличающихся от существующих и внешним видом и техническими характеристиками.
Одним из тех, кто располагал сведениями о германских секретных проектах, был итальянский авиаинженер Ренато Веско. До войны Веско закончил Римский университет и несколько лет стажировался в Германском институте авиационной техники. В военное время Веско был в числе ведущих конструкторов на итальянском заводе ФИАТ — опытном производстве, где выпускали новейшие виды оружия, разрабатываемые германскими специалистами. По окончании войны Веско заявил, что вследствие грубого нажима со стороны немцев он был вынужден согласиться работать на них, хотя прекрасно понимал звериную сущность фашизма и предвидел его крах; это встречено с пониманием со стороны нового итальянского правительства, и Веско предоставили возможность работать техническим экспертом в отделе авиации министерства обороны Италии. В начале 60-х годов он перешел на административную должность и в свободное время стал вплотную заниматься проблемой НЛО, сопоставляя разрозненные факты с целью уяснить происхождение этих объектов. Вот некоторые свидетельства времен второй мировой войны, собранные Веско в так называемую «синюю тетрадь».
27 ноября 1944 года бомбардировщик В-27 американских вооруженных сил, возвращаясь с рейда в район Шпайер (Германия), зафиксировал яркий пучок оранжевого света, перемещавшийся в воздухе со скоростью около 500 миль в час. Хотя объект отчетливо видели пилоты бомбардировщика, на экране радара ничего не появлялось. Наземные радарные устройства также ничего не зафиксировали, и опытнейшие пилоты вскоре сами пришли к выводу, что это была всего лишь галлюцинация. Однако спустя несколько дней два других американских пилота 415-го эскадрона, Фоллс и Бэйкер, передали на Землю описание идентичного объекта, также не зарегистрированного радаром. Отчет об этих случаях лег на стол верховного главнокомандующего, который отнесся к нему со всей серьезностью и приказал обязательно рапортовать о подобных инцидентах. С этого времени папка с пометкой «For eyes only» (то есть можно читать, но не копировать) стала быстро распухать.
Только после второй мировой войны, когда разведывательные службы союзников получили возможность проникнуть на территории нескольких брошенных нацистами секретных заводов, занавес над тайной стал приподниматься. Большинство вещественных доказательств и архивов было нацистами в спешном порядке уничтожено, однако кое-что уцелело. Как выяснилось, осенью 1944 года по приказу фюрера нацисты форсировали разработку летательных аппаратов «Feuerball» («огненный шар»), оснащенных антирадарными устройствами. Эти аппараты производились в экспериментальном центре Люфтваффе возле Оберамменгау, в южной Баварии, и на секретном заводе «Вайнер Нейштадт», что на границе Германии и Австрии.
Секрет летательных аппаратов «Feuerball» заключался в том, что вмонтированные в них антирадарные устройства, представлявшие собой особым образом сконструированные клистронные трубки, были настроены на ту же частоту, что и радары войск союзников, вследствие чего на экранах последних ничего не отображалось. Вот почему немецкие летательные аппараты нового образца было практически невозможно засечь ни с земли, ни в воздухе.
Нацистам не удалось завершить работы над «Feuerball» в связи с массированным наступлением советских войск, отбросивших германские войска на последние рубежи обороны. Завод «Вайнер Нейштадт» был срочно переброшен в глубину Германии, в Шварцвальд. Фюрера охватила паника, он больше не верил своим советникам, а они не решались настаивать, и аппараты «Feuerball» так и не были запущены в серийное производство. Приоритет был отдан проекту гауляйтера Франца Хофера, который предложил соорудить грандиозную крепость, охватывающую районы баварских Южных Альп, итальянского и австрийского Тироля. Испытания новых видов оружия временно отошли на второй план — главной задачей было сохранить военный потенциал третьего рейха.
В ноябре 1944 года Хофер представил свой план на рассмотрение правой руки Гитлера — Мартина Бормана. Еще в 1938 году Хофер распорядился составить подробнейшую карту предполагаемого района строительства с указанием всех гор, перевалов, пещер, мостов и дорог, которые имели стратегическое значение. Там же, в Южных Альпах, планировалось построить секретные подземные заводы и полигоны силами 250 тысяч узников концлагерей (нет смысла говорить, какая участь ожидала этих людей).
В архивах вермахта обнаружены свидетельства, что еще в начале 1942 года в центре Германии существовали закрытые производства «M-Werke», которые разрабатывали «оружие возмездия». В частности, именно там проектировались ракеты А.9/А.10, предназначавшиеся для уничтожения Нью-Йорка и Вашингтона. Однако в 1944 году руководство вермахта приняло решение о передислокации этих производств. Практически все лаборатории и поточные линии «M-Werke» были демонтированы, но есть основания предполагать, что они были трансформированы в секретные заводы под общим кодом «U», представлявшие собой собственно производства и огромные подземные испытательные полигоны. В районе озера Гарда в Италии было прорыто 74 туннеля для размещения в них цехов туринского концерна ФИАТ и секретных лабораторий рейха, находившихся в ведении Альберта Шпеера. Несколько туннелей, имевших выход к итальянскому горному району Лимоне, предназначались институту Рива дель Гарда, выполнявшему заказы непосредственно для ВВС Германии.
Заводы «U» функционировали в обстановке столь строгой конспиративности, что разведывательные службы союзников никак не могли получить сколько-нибудь достоверную информацию о разрабатываемых там секретных проектах. И все же утечка информации произошла. Уже после окончания Второй мировой войны итальянская контрразведка наткнулась на закодированный отчет бывшего французского дипломата в Алжире — агента специального разведывательного ведомства в армии генерала де Голля.
С данными расшифрованного отчета согласуются сводки американской разведки, свидетельствующие по крайней мере еще об одном случае испытании нового оружия. Вот что говорится в одной из них: «Во время массированной бомбардировки Дрездена двенадцать американских бомбардировщиков были атакованы с земли странными светящимися объектами полусферической формы, двигавшимися с огромной скоростью и вызывавшими воспламенение цели без применения обычных видов оружия».
В других документах говорится об испытаниях новых взрывчатых веществ, в частности газовой смеси огромной разрушительной силы, впервые испытанной на секретном полигоне в Австрии в 1936 году. Как выяснилось, последней надеждой нацистов были не только ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2, но и практически неуязвимые летательные аппараты новой конструкции. Что же это были за объекты?
Всестороннее (я бы сказал, дотошное) изучение всех имеющихся в наличии документов осуществила независимая группа итальянских экспертов по заказу министерства обороны Италии в конце 80-х — начале 90-х годов. Кроме того, большим подспорьем в работе стала вышеупомянутая «синяя тетрадь» Ренато Веско. Была создана огромная компьютеризированная база данных, куда вошли материалы специального бюро СС, комиссии Германа Геринга по вопросам разработки «оружия возмездия», Австрийского национального исследовательского центра в Вене и уцелевшие документы архивов секретных заводов «M-Werke» в Шварцвальде. Кроме того, к делу были приобщены свидетельства некоторых бывших фашистских военачальников, проживающих ныне в Парагвае и пожелавших остаться неназванными. Вот к какому выводу пришли эксперты.
В Германии действительно разрабатывались летательные аппараты новой конструкции («Kugellblitz»), в которых использовались двигатели с повышенным коэффициентом полезного действия за счет практически полного сгорания горючего — по-английски «total reaction turbine». Форма летательных аппаратов — симметричный диск — и система модернизированных гироскопических стабилизаторов (гироскоп — прибор, основанный на принципе юлы (или волчка) и позволяющий стабилизировать движение объекта). Но «Kugelblitz» были испытаны всего лишь несколько раз — в частности, в ноябре 1944 года, когда их видели американские пилоты. Почему же германское командование не применило «Kugelblitz» в тот момент, когда решалась судьба третьего рейха?
К весне 1945 года, ко времени форсирования Рейна войсками ссоюзников только один летательный аппарат «Kugel-blitz» мог считаться полностью функциональным; два других еще не прошли комплексных испытаний и не могли приниматься в расчет. По мере приближения линии фронта к Берлину надежды нацистов на перелом хода войны таяли с каждым днем, и из рейхсканцелярии пришла директива уничтожить все, что касается тайного проекта, включая и летательные аппараты «Kugelblitz». Нацисты панически боялись того, что союзники захватят эти аппараты и техническую документацию, и приказ был выполнен в течение нескольких часов, причем с присущей немцам пунктуальностью. Неудивительно, что союзникам так и не удалось найти никаких вещественных доказательств существования «Kugelblitz»; такое заключение фигурировало в официальном отчете, составленном англичанами, которые в мае 1945 года пядь за пядью прочесали территорию Шварцвальда, где находились секретные заводы вермахта.
В австрийском Институте аэронавтики нашлись лишь косвенные свидетельства того, что некоторые детали для летательных аппаратов нового типа изготовлялись на заводах «Kreislaufbeetried Motor D.W.».
Только теперь, спустя много лет после окончания Второй мировой войны стало ясно, что данные английской разведки являлись дезинформацией. Англичане совершенно независимо от французов напали на след «Kugelblitz» и сумели заполучить ряд документов, чертежей и даже уменьшенных моделей летательных аппаратов нового типа. Эти материалы были разделены на порции и увезены в Англию, Канаду и Австралию для всестороннего изучения. Специальным труппам исследователей независимо друг от друга предстояло провести экспертизу и вынести заключение, предназначенное для британского правительства. Одну из этих групп возглавлял профессор Бен Локспейзер, которому помогали ученые У. Ричардс, С. Холлингдэйл и капитан ВВС Великобритании А. Грин. Эти исследователи в основном занималась устройством турбореактивных двигателей нового типа и составом горючего. Другую группу возглавлял не кто иной, как д-р Эрнст Вестерманн, бывший директор Института Шпейера в Заарбрюкене, который еще в 1944 году предвидя крах нацистской Германии, выразил готовность работать на англичан и сумел с помощью британской разведки бежать в Лондон. В задачу этой группы входили исследования в области ажродинамики летательных аппаратов дискообразной формы и антирадарные устройства.
В начале 1946 года английская радиовещательная компания ВВС провозгласила, что Великобритания «в ближайшее время будет иметь летательные аппараты, способные перемешаться со скоростью 1000 миль в час». Считать, что это сообщение было чисто пропагандистской уткой с целью запугать Советский Союз, слишком примитивно. Скорее всего, англичане действительно вплотную подошли к созданию сверхскоростных летательных аппаратов. Однако реализовать проект им, видимо, все же не удалось.
После 31 марта 1946 года и радио ВВС, и другим службам массовой информации было запрещено распространяться о каких-либо изысканиях в области авиационной техники. Дело в том, что министерство аэронавтики Великобритании направило правительству ноту с выражением недовольства по поводу того, что пресса и радио «афишируют результаты важных исследований, имеющих стратегическое значение». Ответ не заставил себя ждать, и больше не появлялось никаких сообщений относительно летательных аппаратов нового образца. Однако работы над проектом велись уже с меньшей интенсивностью — после Хиросимы и Нагасаки главной целью английского правительства было создание атомной бомбы. Это дало преимущество канадцам, которые продолжали исследования и добились определенных успехов.
Группа канадских ученых в Британской Колумбии и Альберте получила в свое распоряжение огромную территорию площадью в 125 тыс. квдратных миль, южной границей которой был американский штата Вашингтон, а северной — канадский район Пис-Ривер. Это засвидетельствовано в материалах закрытой конференции стран содружества (Велико-британии, Канады, Австралии и Новой зеландии), посвященной вопросамажронавтики, которая состоялась в начале 50-х годов в канадском городе Эдмонтоне. Один из участсников той конференции авиаинженер Н. Курри еще в 1959 году писал: «В области авиации Канада является одной из ведущих держав мира. Прежде всего это касается турбореактивных двигателей, которые имеют ряд преимуществ перед теми, что разрабатываются в Европе».
Что подразумевал Курри? Канада никогда не считалась лидером в области авиации, значит он чего-то не договаривал. Как выяснилось, именно в канадской провинции Британская Колумбия испытывались летательные аппараты — потомки немецких «Kkugelblitz».
Весной 1953 года над канадским лесным массивом в районе Альберты была зафиксирована цепочка странных ярко светящихся объектов серебристого цвета. Их видели не только местные жители, но и служащие метеорологической станции, которые сделали несколько фотоснимков. Канадское правительство отказалось комментировать эти фотоснимки и показания очевидцев. 26 июня 1953 года подобный объект наблюдался над испанским городом Альбасете и, что самое удивительное, через несколько часов появился в канадском небе, исчезнув в запретной зоне. 3 января 1956 года американский летчик А. Сессна зафиксировал тот же тип объекта в небе над городом Пасадина в Калифорнии. По его словам, объект двигался со скоростью более 1200 миль в час и направлялся строго на север. Этот объект позже видели в штате Вашингтон над Сиэтлом, а затем он исчез из поля зрения над территорией Канады.
Несмотря на то, что США и Канада являются союзниками по НАТО, американские спецслужбы проявляли острый интерес к тому, что делалось в недоступной для транспортных средств лесистой зоне их северного соседа. Советская разведка также не осталась в стороне: экипажам военных самолетов, совершавших рутинные рейсы над Тихим океаном, давалось задание сообщать обо всех случаях встреч с необычными объектами. Но в середине 60-х годов ситуация изменилась. В воздушном пространстве над канадской территорией аномальные явления стали наблюдаться крайне радко, в то время как в фокусе внимания оказались американские штаты Невада и Нью-Мексико. Именно здесь, на американском Среднем Западе, частота появления странных объектов резко возросла. Характерно, что это произошло тогда, когда появились новые мощные средства слежения за земной поверхностью из космоса, и усилия сохранить конспиративность, размещая полигоны в труднодоступных районах, потеряли смысл.
Трудно сказать, почему канадцы свернули проект (если это действительно был проект по созданию летательных аппаратов нового типа); вполне возможно, что центр исследований просто переместилсяя из Канады в США, то есть проект стал канадско-американским.
Действительно, обнаруживается интересное совпадение, если канадская зона является непроходимым лесным массивом, то 70 процентов территорий штатов Невада и Нью-Мексико — пустыни. Более подходящих мест для полигонов не сыскать во всей Северной Америке.
Район Грум-Лейк в штата Невада стал привлекать к себе внимание в начале 70-х годов. В 1972 году карты этого района, названного «Area 51», были изъяты из обращения. Приблизившись к границе зоны в районе захудалого городка Рейчл, туристы натыкаются на щиты с надписью «Restricted area» («запретная зона»).
Недавно один из ведущих обозревателей телевизионного кабельного канала Си-эн-эн Ларри Кинг провел передачу непосредственно с самой границы этой зоны, пригласив для беседы ряд крупных ученых и исследователей аномальных явлений. После оживленных двухчасовых дебатов участники передачи вынуждены были констатировать, что совершенно не представляют себе характер исследований, проводящихся в «Area 51». Единственное, в чем они сошлись: современная технология достигла таких высот, что создание летательных аппаратов нового типа представляется вполне осуществимым. Если действительно удалось разработать летательные аппараты, которые способны развивать невиданную скорость и при этом резко менять траекторию полета и совершать головокружительные маневры, завеса над тайной НЛО начинает приоткрываться. Во всяком случае, гипотеза о земном происхождении загадочных объектов должна рассматриваться наравне с другими гипотезами. Сторонником такого подхода к проблеме является, например, всемирно известный американский астрофизик Карл Саган, который аргументированно изложил свои взгляды в книге «The cosmic connection» («Космическая связь»), ставшей бестселлером.
Каким будет следующий виток эволюции «земных НЛО»? Поскольку проекты по созданию летательных аппаратов носят секретный характер, трудно ожидать, что общественность получит исчерпывающее объяснение многих загадочных явлений. Но совершенно ясно, что земная наука и техника достигли такого уровня, который ранее трудно было даже себе представить.