Святитель Николай Мирликийский (Николай Чудотворец, Николай Угодник) - один из самых почитаемых на Руси, позже в Украине, святых, жил и совершал свой христианский подвиг в конце III - начале IV веков. Родился святой в г.Патрах в Малой Азии и был единственным ребенком в семье благочестивых родителей. Наделенный от рождения многими достоинствами, он с юных лет посвятил себя церкви и со временем стал архиепископом г.Миры в Ликии (отсюда Мирликийский). Прославился аскетическим образом жизни, помощью бедным, даром чудотворения.
Глубинные истоки всенародного почитания св. Николая на Руси связаны с деятельностью великого киевского князя Владимира Святославича - христианизатора Руси и с созданной им Десятинной церковью.
В средневековой восточнохристианской церкви существовал обычай давать крещаемому два христианских имени: одно - крестильное, светское, второе - тайное, молитвенное, которое знали только ближайшие родственники. Известно, что крестильное имя Владимира - Василий. Существует мнение, что его молитвенное имя - Николай. Василий и Николай - имена восприемников Владимира от святой купели, поскольку крестными отцами князя стали император Византии - Василий II и патриарх Константинополя - Николай Хрисоверг. Действительно, молитвенное имя как нельзя более соответствовало могучей личности Владимира, одержавшего многочисленные победы над врагами и собравшего Русь в централизованное государство (Николай, с греч. «победитель народов»). Предположение о тайном молитвенном имени князя подтверждается рядом интересных фактов.
Так, в древнейшем храме Киевской Руси - Софийском соборе г. Киева (первая треть XI ст.), ктитором которого выступил сам Владимир Святославич, изображение св. Николая встречается пять раз, причем в росписи алтарной части храма небесным патронам князя - Василию и Николаю - выделено почетное центральное место.
Известно также, что для древнерусской княжеской среды имя Николай нехарактерно, однако именно внук Владимира, сын Ярослава - Святослав, основатель династии черниговских князей, был в XI в. единственным князем, носившим крестильное имя Николай. В этой связи историк С.Соловьев писал: «При рождении младенца в семье княжеской давалось ему одно имя славянское, которое называли княжим именем, а при святом крещении другое по греческим святцам, оба давались в честь кого-нибудь из старших родственников, живущих или умерших». Таким, особенно уважаемым предком, очевидно, и был князь Владимир. В свою очередь, внук князя Святослава Ярославича - черниговский князь Святослав Ольгович в крещении также получил имя Николай, уже в честь своего деда.
Следует отметить, что деятельность самого Владимира после крещения свидетельствует о его стремлении быть достойным в делах милосердия своего небесного патрона. Вспомним слова митрополита Илариона, посвященные князю: «Кто исповест многие твои ночные милостыни и денные щедроты, которые убогим творил и сирым и больным и вдовам и всем требующим милостыни».
Видимо, не случайно древняя киевская легенда утверждает, что именно Владимир привез в числе корсуньских святынь икону
св. Николая, которой был благословлен при крещении, и поместил ее в соименном приделе Десятинной церкви, вследствие чего и построенная позже на руинах древней церковь получила название Десятинного Николая.
Так Киев становится центром формирования культа св. Николая в восточнославянском регионе, а сам святитель - небесным покровителем Киева, что нашло отражение в старинных духовных стихах, где имя святого связано с киевскими святынями:
«…Будь похвален Святителю,
Между киевских, в пещеры,
Мирно во веки!..»
«…Будь похвален Святителю,
Мирнокиевский учителю, св. Николае».
Очевидно, что слово «мирнокиевский» здесь есть искажение «Мирликийского».
Интересно заметить, что по мнению филологов начальной формой имени святого на Руси было имя «Микола», («Микула»), что также свидетельствует о сугубо киевской традиции в формировании культа
св. Николая на Руси.
Наибольшего размаха почитание святого Николая в Киеве достигло в княжение Всеволода Ярославича 1078-1093 гг.
Именно тогда был установлен собственно киевский, русский праздник в честь перенесения мощей святителя из г. Миры в итальянский город Бари (1087 г,) и Русь стала единственной восточнохристианской державой, которая почитала память св. Николая Чудотворца дважды в год: 6 (19 декабря) - день преставления, т. е. кончины святого и 9 (22 мая) - день перенесения его мощей. Эти праздники получили в народе название «Никола Зимний» и «Никола Вешний».
Тогда же Киев стал обладателем части мощей святого и тогда же прославилась в Киеве первая чудотворная икона святителя. Легенда сообщает о супругах, которые отправились на паломничество в Вышгород к мощам Бориса и Глеба. Возвращались они в Киев в лодке по Днепру. Уставшая женщина, задремав, уронила в воду ребенка. В отчаянии супруги обратились к св. Николаю с просьбой о помощи и действительно, на следующее утро ребенок был найден невредимым на закрытых снаружи полатях Софии Киевской под иконой св. Николая: «…дитя лежаще мокро пред образом св. Николы». Эта прославленная киевская икона получила название Николы Мокрого и стала одной из первых чудотворных икон на Руси. На протяжении столетий она находилась на хорах Софийского собора в иконостасе Николаевского алтаря, занимая место храмового образа и являясь образцом для иконописцев, концептуально определила основные традиции в изображении св. Николая в русской иконописи. Неудивительно, что среди особенно почитаемых икон домонгольской Руси пять были образами св. Николая, среди которых четыре, в том числе Никола Мокрый, происходили из Киева.
Прославлялся Киев и позже чудесами, совершенными здесь
св. Николаем: «Чудо о половчине в Киеве», «Чудо на ловах» и др.
К концу XI ст. культ святителя на Руси приобретает общенациональный характер, а сам святой Николай Мирликийский - статус христианского покровителя государства.
Чудотворец Николай почитался как «благой утешитель печалящихся, податель спасения тем, что в опасности». Его так и называли: «скорый в помощи». Особое покровительство святой оказывал находящимся в дороге и плавании. Он - небесный патрон моряков, рыбаков, путешественников, а также людей торговых. Крестьяне обращались к нему как к покровителю земледелия.
Широкое почитание святителя в Киеве сопровождалось постоянным строительством храмов в его честь. Несколько церквей в честь св. Николая существовало уже в великокняжеский период, среди которых - церковь на берегу Днепра напротив того места, где некогда утонул и был чудесно спасен св. Николаем киевский младенец. Сегодня на месте древнего храма стоит каменная церковь XVIII ст. Николы Набережного.
По подсчетам автора, на протяжении столетий в Киеве было построено 18 церквей св. Николая (и, видимо, это неполное число), из которых до наших дней с перестройками и реконструкциями сохранилось шесть.