Нет в мире другой страны, с которой слово «свобода» связывали бы так часто и так неразрывно, как с Соединенными Штатами Америки. Дорога к свободе не бывает простой, и сегодня, когда народу Украины еще предстоит долгий и мучительный путь к поистине свободному и демократическому государству, исторический опыт Соединенных Штатов является особенно ценным и поучительным.
Прямую и косвенную роль США в становлении современного человеческого общества трудно переоценить; политические, деловые и культурные связи с Америкой успешно развиваются; политологи продолжают осмысливать значение майского визита президента Клинтона в Киев, но что мы сегодня знаем о его стране?
В Советском Союзе ложь была объектом постоянного внимания и заботы всей правящей элиты сверху донизу, ее вырабатывала и распространяла огромная армия относительно хорошо оплачиваемых и неусыпно контролируемых «специалистов». Одним из главных направлений деятельности этой армии являлась ложь о Соединенных Штатах Америки, основанная, как правило, на трех принципах.
Принцип первый: умолчание обо всем положительном, что происходило в этой стране. Принцип второй: через средства массовой информации доводить до сведения рядовых граждан все отрицательное или вызывающее у обывателя злорадную реакцию — ага, вот вам, проклятые империалисты! В соответствии с третьим принципом широчайшим образом применялась наукообразная «беспощадная» критика всех мало-мальски заслуживающих внимания сторон американской действительности. Очень большое значение придавали и массу усилий затрачивали патентованные лжецы для того, чтобы внушить «темному» советскому обывателю убеждение: все известные деятели культуры за рубежом, в том числе и в США, только то и делают, что жестоко критикуют, развенчивают, бичуют, выводят на чистую воду загнивший уклад жизни в странах Запада.
Путь к Свободе не бывает простым. Даже самому неприхотливому растению необходимы определенные условия для того, чтобы дать всходы и окрепнуть. Какие именно условия способствуют делу Свободы и как их обеспечить — проблема, ни в коем случае не утратившая свою значимость для многих народов и в самом конце ХХ столетия.
Мне представляется, что из многих важнейшими являются четыре условия:
— народ созрел для Свободы и готов ради нее на любые жертвы;
— движение за Свободу возглавили мудрые, честные и грамотные люди;
— географическая, политическая и экономическая ситуации таковы, что суммарный баланс сил сторонников Свободы и ее противников, внешних и внутренних, сложился в пользу первых;
— борцы за Свободу с уважением относятся и умело используют опыт других свободолюбивых народов.
К середине XVIII столетия все эти условия созрели на Североамериканском континенте, а народу мужества, предприимчивости и готовности к самопожертвованию было не занимать, сама природа этому способствовала. Как писали в одной из французских газет в 1774 году: «Те из наших мореплавателей, которые исследовали .эту часть Североамериканского континента, утверждают, что врожденная любовь к свободе, уходящая в землю, небеса, леса и озера, не позволяет этой, все еще молодой стране быть похожей на другие части земного шара. Там убеждены, что любой европеец, попавший в Америку, почувствут воздействие ее специфических условий».
Я часто пытаюсь представить, как все начиналось на земле Свободы, как там зарождалась и крепла идея равенства между людьми. Тысячи безвестных теперь каменщиков закладывали, невзирая на иссушающий зной и леденящий холод, первые камни в фундамент здания, все величие которого предстояло оценить только их далеким потомкам. Но они честно сделали свое дело, и низкий поклон их памяти.
Иногда словно наступает прозрение и я вижу:
...На берегу полноводной реки несколько фургонов с натянутой на обручи тканью. Совсем крошечные на фоне бескрайних прерий. Плачет ребенок, вьется дымок над костром, женщины готовят ужин. Суровые, напряженные лица мужчин: — Как пройдет ночь? И что там, на том берегу?
Первопроходцы, впереди у них дальние и трудные дороги...
...1613 год. В Кембридже заработал первый на территории США печатный станок, именно на нем напечатан самый ранний свод законов колонии. История сохранила имена: наборщик Стивен Дей, владелица типографии — вдова Гловер.
...1620 год. Корабль с поэтическим названием «Ландыш» причалил к незнакомому берегу, и с него сошли озабоченные, энергичные люди. Их 100 человек, у мыса Кейп Код им предстоит основать колонию Нью-Плимут. На корабле они приняли присягу: «Именем Господа, аминь! Мы, верноподданные нашего великого государя, короля Якова I, предприняв это странствие во Славу Божию, во успех веры Христовой, в честь короля и отечества нашего и ради основания в северной части Вирджинии первой колонии, соединяемся ныне, перед лицом Господним... в гражданское общество...»
Рука каждого из переселенцев еще не дрогнула в тот момент, когда они подписывали клятву верности английскому королю, но в сердцах уже зажегся огонь Свободы во имя праправнуков, которые будут открыто презирать тиранов.
...4 июля 1776 года. Начало. Тринадцать колоний, два миллиона выходцев из Европы, 500 тысяч индейцев и чернокожих рабов. Провозглашена Декларация Независимости.
...Война за независимость, симпатии и поддержка всех честных людей. В апреле 1777 года 18-летний маркиз Лафайет на собственном фрегате с отрядом единомышленников отплыл из французского порта Тулон на помощь. Знают ли сегодня американские школьники его имя? Остались ли в памяти имена поляка Костюшко, немца фон Штойбена, француза Сен-Симона, семи тысяч иностранных добровольцев, оказавших американскому народу посильную помощь?
...3 сентября 1783 года — Версальский мир. Англия признала независимость Соединенных Штатов. Обращаясь в 1785 году к послу США в Англии Адамсу, король Георг III заявил: «...Я был последним, согласившимся на отделение колоний, теперь это уже факт свершившийся и я первый буду искать дружбы Соединенных Штатов, как государства независимого».
...4 марта 1787 года вступила в силу конституция США.
...1812 год. Вторая война за независимость. Во время сражения под Балтиморой впервые прозвучал знаменитый американский гимн о знамени, усеянном звездами.
Очень важно, что Соединенные Штаты Америки были образованы, в основном, выходцами из Англии, которую еще в начале XVIII столетия Вольтер и Монтескье, пусть с определенными оговорками, считали классической страной свободы. В подготовке и осуществлении революции приняли участие все слои населения, ее возглавили люди не только честные и благородные, но мудрые и очень грамотные. Джефферсон, Мэдисон, Джон Адамс и Гамильтон, создатели невиданной ранее модели республиканского строя — фактически новой цивилизации на огромном пространстве, относились именно к такой категории людей. Это им удалось потому, что они стремились уяснить не только скрытые истоки власти, но и нравственные цели, которые должны освещать деятельность достойного правительства. Поклонимся памяти мудрецов!
Вся идеологическая и философская основа государственного устройства Соединенных Штатов Америки является вершиной возможностей человеческого разума, достойным примером для восхищения и подражания. Ниже приведу несколько десятков строк — прекрасный повод для граждан США гордиться мудростью своих предков, а для многих народов мира, в муках рождающих свое счастье, — не только предмет восхищения, но и откровение свыше.
Сэмюэл Уиллард: «Не народ существует для правителей, правители — для народа. Избирая среди людей немногих и ставя их над ними, Бог оказывает избранным честь, но делается это во имя народа и счастье его должно быть ближайшей целью общественной политики, а с этим счастьем связано и счастье правителей. Ни один мудрый человек, наделенный властью, не может ощущать себя счастливым при виде страданий своих подданных... Когда люди могут пользоваться своими свободами и правами без всяких препятствий и ограничений, когда они живут, не испытывая страха перед своими более могущественными соседями, когда они ограждены от насилия и могут уверенно противопоставлять закон тем, кто хочет нанести им ущерб, когда у них есть возможность служить Богу свободно, как им хочется, когда их не толкают на путь, противный евангельским заветам, — вот тогда можно сказать, что народ счастлив».
Джеймс Отис: «Главное назначение правительства, действующего на благо народа, — забота о безопасности граждан, их права владеть собственностью, свободой, наслаждаться покоем, счастьем».
Джон Дикинсон: «...Какой народ можно назвать счастливым? Не тот, правительство которого руководит им разумно и справедливо, а тот, чье правительство проверяется и контролируется народом в соответствии с конституцией так, что управлять иным образом просто не может».
Томас Пейн: «Бывают времена, которые являются испытанием для человеческой души. «Воины на час» и патриоты на словах отвернутся от своей родины в годину испытаний, тот же, кто выстоит теперь, заслужит любовь и признательность всех мужчин и всех женщин страны. Тиранию, подобно аду, нелегко сокрушить, и все же мы утешаемся надеждой, что чем труднее победа, тем ярче слава».
Мэдисон постоянно напоминал о необходимости оберегать «права меньшинства от реальной или возможной диктатуры большинства».
Эндрю Джексон: «Человека можно возвысить, человека можно наделить божественным началом, так что постепенно он уподобляется Богу и научается управлять собой. Да будем продолжать совершенствовать наши институты и тем возвышать людей до тех пор, пока демократия не достигнет совершенства и мы не сможем истинно сказать, что голос народа есть глас Божий».
Франклин Делано Рузвельт: «Разные нации, разные расы, разные вероисповедания— таков наш народ, скрепленный единым союзом — союзом Свободы и Равенства. Настраивать одну нацию против другой — значит замахнуться на все нации. Настраивать одну расу против другой — значит нести рабство всем расам. Настраивать одну религию против другой — значит поставить под угрозу все религии. Я борюсь за свободную Америку, за такую страну, где все мужчины и все женщины имеют одинаковые права на свободу и справедливость. Я борюсь и всегда боролся за права и самого скромного, и самого выдающегося, слабого и сильного, мне одинаково дороги и беспомощные, и те, кто могут позаботиться о себе сами».
Когда говорят «мудрые люди», то чаще представляют себе убеленных сединой старцев. Мудрецам Томасу Джефферсону, Джеймсу Мэдисону и Александру Гамильтону к началу войны за независимость всем вместе было столько же лет, сколько Леониду Ильичу Брежневу, с командой других старцев уверенно подводившему собственную страну к краху. Таких по возрасту, как отцы —- основатели США, при Брежневе и близко не подпускали к рычагам высшей власти.
Мало было провозгласить красиво сформулированные принципы устройства государства нового типа, нужно было обеспечить условия его существования. Провозглашая конституцию демократического государства, а ведь демократия — власть большинства, следовало заботиться о том, чтобы реализация этой власти не обернулась ущемлением права меньшинства и свободы отдельной личности. И мудрецы ограничивают всевластие избранных населением всей страны в Конгресс и президента решениями Верховного суда, не избираемого демократическим путем и не являющегося представительным органом. «Чтобы закон и свобода не уничтожили друг друга».
Во многих конституциях пространно изложены права человека, но в многословии заранее оставлены лазейки для их нарушения. Мудрецы, провозгласив свободу слова и прессы естественным правом человека, в Билле о правах записали коротко: «Конгресс не может принимать законы, которые ограничивают свободу слова и прессы». Им были глубоко чужды закосневшие догмы и каноны. Гамильтон писал: «Своим образом жизни, своим примером люди нашей страны помогут ответить на важнейший вопрос, способно ли человечество, по здравом размышлении, создать справедливое правительство или же оно навсегда обречено подчиняться случайным и насильственно введенным конституциям».
Прислушиваются ли к голосам мудрецов те политики в Украине, от которых зависят ее судьбы в обозримом будущем? Кому выгодно, что в условиях постоянных разногласий между законодательной и исполнительной властью уже длительное время отсутствует Конституционный суд?
Американская революция выявила многие могучие фигуры, достойные глубочайшего уважения во все времена. Среди них Бенджамин Франклин — мыслитель, политический деятель, писатель. Убежденный республиканец, квакер, обязанный в соответствии с учением своей секты всем говорить «ты» и ни перед кем не снимать шляпу, даже перед королями. Свои принципы он с достаточной полнотой выразил словами: «Нанося оскорбление, вы опускаетесь ниже своего врага, месть делает вас равными ему, прощение же ставит вас выше». «Сильный и мудрый может пожалеть и простить, трус и глупец не знает сострадания». «Тот, кто слишком заботится о себе, ничего после себя не оставит».
Первый президент США Джордж Вашингтон. Суровый, печальный, неразговорчивый, исполненный достоинства, лишенный честолюбия, великий — такие качества приписывали ему современники. Одержав полную победу, он, вместо того, чтобы пожинать лавры своей славы, распустил армию, сложил с себя полномочия, передав их Конгрессу, отказался от короны, которую предлагали ему монархически настроенные офицеры, и жил жизнью рядового гражданина. После его смерти Наполеон объявил во французской армии недельный траур.
Мудрым и мужественным людям, как правило, присуще чувство юмора.
Как отмечает Карл Сэндберг, вероятно ни один американец не воплотил в себе в одно и то же время столь определенно гений трагика и дух комика, как Авраам Линкольн. Он снискал себе славу поистине величайшего юмориста, когда-либо пребывавшего в резиденции главы исполнительной власти в Вашингтоне, его юмор сделался национальным достоянием. Президент США Линкольн, который успешно провел свой народ по трудным дорогам в один из наиболее трагических периодов его истории, был источником и кладезем множества шуток и анекдотов, популярность которых в народе росла с каждым годом, которые существуют поныне и периодически возрождаются на почве сходного материала, дополненные безымянными авторами. Так, на вопрос земляка: «Каково быть президентом Соединенных Штатов?» — Линкольн ответил: «Вы слышали о человеке, которого вымазали дегтем, вываляли в перьях и вынесли из города на шесте? Кто-то из толпы спросил, как ему все это нравится, и тот ответил, что, если бы это не было делом чести, он предпочел бы идти пешком».
Но юмор юмором, а знаменитое изречение Линкольна «Можно обманывать весь народ в течение некоторого времени и часть народа все время, но нельзя обманывать весь народ все время» служит грозным предостережением и сейчас.
Мудрецы предвидели, что Соединенным Штатам Америки будет принадлежать особое место в новейшей истории. Еще в 1776 году Томас Пейн писал: «Дело Америки в большой мере есть дело всего человечества. Минувшие и будущие события имеют не местное, но мировое значение...»
Ричард Прайс, 1785 год: «Я, наверное, не впаду в чрезмерное преувеличение, если скажу, что после распространения христианства среди человечества Американская революция может стать самым важным шагом в ходе человеческого совершенствования».
Гегель, 1828 год: «Америка, таким образом, является землей будущего, где в предстоящие века раскроется смысл истории старого мира...»
Примеров решающего вклада США в научное, техническое и культурное развитие современного человеческого общества не перечесть, но особенно велика роль американского народа в спасении цивилизации с человеческим лицом в ХХ столетии.
По окончании первой мировой войны на мир неотвратимо начала накатываться волна тоталитаризма. В России на развалинах окончательно ослабленного войной самодержавия возникло «первое в мире государство рабочих и крестьян». Его лидеры поставили себе задачу ценой любых жертв завоевать мировое господство, используя в качестве приманки марксистско-ленинские лозунги о коммунистическом рае и невозможности счастливой жизни для простых людей при капитализме. Лозунги эти нашли благодарную почву среди измученных войной, голодом и страхом людей во многих странах. Над миром навис уже не призрак, а реальная угроза коммунизма, вспыхивавшая очагами в Германии, Венгрии, Словакии и других странах. Коммунистические партии, объединившись в одну подчиненную строгой дисциплине организацию — Коммунистический Интернационал, оказывали друг другу взаимную поддержку и вырабатывали планы «всемирной пролетарской революции». В ноябре 1922 года в 4-м конгрессе Коммунистического Интернационала участвовали уже 66 партий и организаций из 58 стран.
Одновременно в Италии и Германии зародился и начал набирать силу фашизм. С приходом в 1933 году к власти в Германии фашистов, усилением милитаризма и агрессивных устремлений в Японии кровавая трагедия невиданных ранее вселенских масштабов сделалась неотвратимой.
И в надвигающихся потрясениях роль главного оплота Свободы предстояло сыграть Соединенным Штатам Америки с их огромным военным и промышленным потенциалом, постоянно растущим благосостоянием широких слоев населения, гибкой внешней и внутренней политикой, опытом преодоления жесточайшего кризиса 1929 — 1932 годов. Американскому народу еще предстояло внести свою достойную лепту в решение целого ряда глобальных проблем спасения цивилизации, в том числе в победу над фашизмом во второй мировой войне, противостояние коммунистической экспансии в благоприятные для нее первые послевоенные годы, сдерживание волны тоталитаризма, быстро распространявшейся в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, экономическую поддержку демократических государств и их консолидацию, борьбу за права человека всюду, где они беспощадно попирались. Теперь можно с уверенностью сказать, что титанические усилия и невозвратимые утраты не оказались напрасными. Можно ли оценить их какой-либо мерой? Попытаемся это сделать лишь на отдельных примерах.
Во время второй мировой войны по ленд-лизу, а Уинстон Черчилль оценил ленд-лиз как «самый бескорыстный акт в истории какой бы то ни было страны», Соединенные Штаты оказали союзникам помощь на общую сумму 46 миллиардов долларов (нужно учесть масштабы цен в тот период). В послевоенные годы, в период с апреля 1948 по декабрь 1951 года, в соответствии с Программой восстановления и развития Европы (план Маршалла) 16 капиталистических государств получили от США помощь в общем объеме 17 млрд. долларов.
А чему равны общие прямые и косвенные расходы Соединенных Штатов во имя Свободы на Земле в период с 1941 года по настоящее время? Я думаю, что по нынешнему курсу сумма в 15 — 20 триллионов долларов окажется сильно заниженной. Но даже если ее принять за основу и эти деньги откладывать в течение всего периода под 5% годовых, то к 1995 году у каждого ныне живущего американского гражданина оказалась бы на счету сумма около 500 тысяч!
Кто вернет долг великой державе теперь, когда «холодная война», дай Бог, закончилась и забрезжила надежда, что опасность всемирного термоядерного пожара удастся предотвратить? Вряд ли найдется особенно много желающих.
Конечно, было бы неправильно слепо идеализировать все, что происходит в огромной стране, закрывая глаза на многое во внутренних делах и внешней политике, что не дает объективного повода отдельным людям и целым народам выражать особый восторг. Может ли государство обладать, образно говоря, абсолютным здоровьем? Конечно, нет. И в новых условиях Соединенным Штатам еще придется столкнуться с целым рядом трудноразрешимых проблем. В истории еще не было государства, которое процветало неограниченно долгое время, и главная опасность для самого сильного часто зарождается внутри него самого, особенно в наиболее благополучные периоды. Еще в начале ХХ века президент Теодор Рузвельт опасался, как бы чувство довольства собственным богатством и уверенность в безопасности не вызвали нравственное перерождение американского народа, дряблость его воли. Единственное лекарство — «деятельная жизнь, ибо, хотя сама судьба даровала Соединенным Штатам одну из главных ролей в мире, только от них зависит, как хорошо они ее сыграют». И как часто превосходство в силе порождает уверенность во вседозволенности!
Хочется верить, что мудрость, благородство, трудолюбие, огромный исторический опыт Соединенных Штатов помогут им преодолеть все трудности на пути мира и процветания. А мы, дорогой читатель, давайте пофантазируем. На очень представительном международном форуме, например на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, проведена символическая церемония, которую транслировали по всем телевизионным каналам мира. В заранее определенное время полномочные представители государств встали и, отбросив дипломатический этикет, без всякого ущерба для национального достоинства, религии, традиций предков, позабыв о подозрениях и обидах, низко, в пояс в знак благодарности поклонились американскому народу за все, что он сделал ради спасения Свободы на нашей многострадальной Земле. И произошло это 4 июля, в день национального праздника Соединенных Штатов Америки.
Такой жест доброй воли, еще невиданный в человеческой истории, означал бы наступление новой эры, в которой целые народы, как отдельные люди, не только способны испытывать самые благородные чувства по отношению друг к другу, но и не стыдятся их выражать.